Фрагмент для ознакомления
2
1 Менеджер и его социальные роли
Современный менеджер:
- обеспечивает выполнение организацией ее основного предназначения;
- проектирует и налаживает коммуникативные связи подчиненных, взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;
- обеспечивает служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые ее контролируют;
- является основным информационным звеном связи и взаимодействия организации с внешним окружением;
- несет формальную ответственность за результаты деятельности организации;
- официально представляет организацию в церемониальных мероприятиях.
Выделяют две специфические обязанности менеджера, которых нет ни у кого из других работников организации. Первая состоит в том, чтобы создать из имеющихся в его распоряжении ресурсов подлинное производственное единство. Тут менеджер подобен дирижеру оркестра, но дирижер имеет уже написанную композитором партитуру и только интерпретирует ее, а менеджер является одновременно и дирижером, и композитором.
Вторая обязанность заключается в том, что в каждом решении и действии, учитывающем требования текущего момента, менеджер всегда должен помнить о будущем, о перспективах своей организации. Эффективному осуществлению этих специфических обязанностей способствуют пять общих базовых функций в работе каждого менеджера, в какой бы области он ни трудился. Их результатом является интеграция ресурсов для поддержания жизнеспособности и роста организации.
Во-первых, менеджер определяет цели делового предприятия и решает, что необходимо сделать для их достижения, а также обеспечивает их реализацию путем постановки конкретных задач перед людьми.
Во-вторых, менеджер организует. Он классифицирует работу, распределяет ее, создает необходимую организационную структуру, подбирает соответствующий состав руководящих работников и исполнителей.
В-третьих, менеджер обеспечивает «побудительные мотивы и связь». Он создает коллектив из лиц, отвечающих за различную работу, используя для этого все имеющиеся у него средства, включая премии, награды и выдвижение на более высокую должность. Менеджер достигает необходимой согласованности действий всего коллектива через постоянную связь как от себя к подчиненным, так и в обратном направлении.
В-четвертых, менеджер анализирует деятельность организации, определяет нормирование, а также оценивает деятельность всех лиц, работающих на предприятии.
В-пятых, менеджер обеспечивает рост людей в зависимости от того, как они выполняют свои функции; он либо способствует росту людей, либо, напротив, затрудняет его, либо укрепляет «единство», либо разрушает его. Каждый менеджер непременно выполняет все перечисленные функции независимо от того, отдает он себе в этом отчет или нет. Он может делать все это хорошо или плохо, но он всегда это делает.
Так как каждая из этих функций представляет собой комплексную форму деятельности, разлагающуюся на элементарные части, поэтому работа менеджера предстает как сложнейший комплекс, выполнение которого требует от него различных качеств и квалификации. Следовательно, человек может улучшить свои результаты как менеджер, только улучшив результат операций, составляющих его работу.
В управленческой литературе многообразные функции руководителя-менеджера принято разделять на две большие группы: функции-процессы и функции-задачи.
В свою очередь, группа функций-процессов подразделяется на три подгруппы:
1) функции предварительного управления: целеполагание, прогнозирование, планирование;
2) функции оперативного управления: организация процесса производства, организация процесса труда, стимулирование и мотивация труда;
3) функции заключительного управления: контроль, учет, анализ.
Группа функций-задач включает в себя: представительскую, кадровую, социальную, юридическую, информационную, координационную функции.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Деловое администрирование. Санкт-Петербург, Питер, 2001
2) Есина Л., "Меняемся на работе. Мышление и развитие лидера в современном мире". Дженнифер Гарви Бергер // Управление персоналом. — 2021. — № 6 (610). — С. 35-40
3) Иванова С. В. Развитие потенциала сотрудников: профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. — М.: Альпина Паблишерз, 2020.
4) Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2020.
5) Котляров, И. В. Спортивный хедхантинг: социологический анализ / И. В. Котляров, Н. С. Рысюкевич // Проблемы управления. – 2020. – № 2. – С. 103-110
6) Монахов А., Сейчас все бизнесмены сталкиваются с проблемой, как объединить команду // Управление персоналом. — 2020. — № 41 (597). — С. 5-10
7) Ойстачер Е., Почему людям нужен вожак // Управление персоналом. — 2020. — № 19 (575). — С. 49-55
8) Пуляева В. Н., Трансформация феномена лидерства в цифровой среде управления персоналом // Проблемы теории и практики управления. — 2020. — № 7. — С. 101-105
9) Селендеева О., Успех компании не зависит от стиля управления // Управление персоналом. — 2020. — № 17 (573). — С. 27-35
10) Тринько В., Успешные лидеры воплощают в жизнь стратегию и ценности компании // Управление персоналом. — 2019. — № 39 (547). — С. 13-20
11) Томас Р. Дж, Испытание лидерства: опыт, ведущий к мастерству. — М.: Юрайт, 2019.