Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Определение понятия «одаренный ребенок»....……………………………….4
Основные направления социально-педагогической деятельности с одаренными детьми………………………………………………………………7
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованных источников………………………………………….14
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время в педагогике резко усилился интерес к изучению проблем одаренности. Одной из приоритетных задач современного российского образования является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей в образовательном и воспитательном процессе. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения.
В настоящее время можно выделить ряд направлений в изучении одаренности: разрабатываются многофакторные модели одаренности: изучаются возрастные особенности развития одаренности (Н.С. Лейтес), развитие познавательной активности (В.С. Юркевич). Результаты этих исследований уже внедряются в школьное образование. Разработаны программы: междисциплинарного дифференцированного обучений детей «Одаренный ребенок» (Н.Б. Шумакова), «Лидерство» (Е.Л. Яковлева). Происходит координация деятельности базовых центров по работе с одаренными детьми и их поддержка.
Одним из важных условий развития одаренности детей и подростков является организация их психолого-педагогического сопровождения.
Целью нашей работы является изучение основных направлений социально-педагогической деятельности с одаренными детьми.
Для достижения поставленной ели нам необходимо решить следующие задачи:
1. изучить теоретическую литературу по теме исследования;
2. рассмотреть одаренных детей как объект научного исследования;
3. выделить основные направления социально-педагогической деятельности с одаренными детьми.
Определение понятия «одаренный ребенок»
Проблема одарённости являлась и является темой пристального внимания многих исследователей в области педагогики, психологии, социологии, философии и многих других наук, занимающихся изучением человека.
Обратимся к определению понятия «одаренность». В Российской педагогической энциклопедии под определением «одаренность» подразумевается «системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [6, с. 25].
Корень термина «одаренность» – слово «дар», позволяющее нам допустить возможность того, что среди личностных и психических качеств ребенка есть такие, которые не воспитаны или сформированы окружающими его взрослыми, не присвоены или отработаны самим ребенком, а просто дарованы ему от рождения. Следовательно, мы можем говорить о наличии у детей индивидуальных различий, обусловленных не влиянием окружающей среды или воспитательных воздействий взрослых, а факторами, неподвластными им [4].
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [9].
В процессе рассмотрения вопросов одарённости исследователи стали изучать различные её виды. Выделение видов одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности с учетом разных психических сфер и соответственно степени участия определенных уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Грушецкая И.Н., Щербинина О.С. Взаимодействие одаренных школьников с микросоциумом как условие их социального развития // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 5 (35). -С. 136-144.
2. Направления работы социального педагога с одаренными детьми и их родителями [электронный ресурс]: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/napravleniya_raboti_sotcialnogo_pedagoga_s_odarenn_123732.html.
3. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс] : http://www.ganant.ru/pnoducts/ ipo/prime/doc/55070507.
4. Одаренные дети: проблемы выявления, развития и психолого-педагогического сопровождения в системе общего образования: методические рекомендации / Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополни тельного профессионального образования Свердловской области «Институт раз вития образования», Нижнетагильский филиал; авт.-сост. М. Б. Осипова. – Нижний Тагил: НТФ ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 62 с.
5. Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми [электронный ресурс]: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2021/01/18/odarennyy-rebenok-kto-on-formy-i-metody-raboty-s.
6. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики [Текст] / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. — М.: Издательский Дом «Восток», 2003. — 274 с.
7. Психология одаренности детей и подростков / [Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др.]; Под ред. Н. С. Лейтеса. - М. : Изд. центр "Академия", 1996. – 407 с.
8. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: материалы из опыта работы / Департамент образования Вологодской области, Вологодский институт развития образования ; [составители: Михайленко Т.Н., Туницкая О.Ю.; под редакцией Афанасьевой Н.В.]. – Вологда: ВИРО, 2019. – 184 с.
9. Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. — с.34
10. Чекунова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение детской одаренности в образовательном пространстве школы // Известия ДГПУ, №3, 2010. – С. 38-42.
11. Юркевич В.С. Проблема сохранения здоровья педагогов в школах, ориентированных на работу с одаренными детьми //Одаренные дети – достояние Москвы: Сборник материалов научно-практической конференции Университетского образовательного округа МГППУ (21 февраля 2007 г.) – М.: ООО «АЛВИАН». - С.115-117.