Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпов психического развития, вследствие которого когнитивные (познавательные) функции (память, восприятие, внимание, мышление) и эмоционально-волевая сфера ребенка существенно отстают от принятых возрастных норм.
На сегодняшний день ЗПР не является медицинским диагнозом, а употребляется как психолого-педагогическое понятие описательного характера, не указывающее на причины тех или иных нарушений, а лишь обозначающее имеющиеся у ребенка проблемы развития. Термин применим только для детей дошкольного и младшего школьного возраста (до 10 лет). В более старшем возрасте при необходимости ребенку ставится уже конкретный диагноз.
В раннем детском возрасте задержка психического развития чаще всего не бросается в глаза. Диагноз ЗПР ставится, когда ребенок достигает 4-5-летнего возраста. Как правило, первыми начинают бить тревогу воспитатели средних и старших групп детских садов, они обращают внимание на то, что ребенку приходится много раз объяснять одно и то же, его трудно заинтересовать, он много отвлекается и т.п. Часто родители не придают особого значения этим сигналам и не показывают ребенка специалисту, предполагая, что это проходящие возрастные трудности, которые можно просто «перерасти». В таком случае ЗПР становится гораздо заметней при поступлении ребенка в школу (из-за проблем с успеваемостью). Ребенок с трудом усваивает учебный материал; ему интереснее играть (но сюжетно-ролевые игры для него слишком сложны); занятия интеллектуальной деятельностью его не привлекают (от нее он быстро устает); он имеет очень ограниченный запас общих знаний и т.п.
Помимо трудностей в обучении у многих детей с ЗПР есть проблемы с дисциплиной. И в саду, и в школе им часто делают замечания за плохое поведение. Дело в том, что таким детям трудно привыкнуть к саду, школе, вообще к коллективу, они сильно тоскуют по дому, им сложно понять, что существуют определенные общепринятые правила поведения и нужно научиться соблюдать их.
Цель: рассмотреть механизмы и причины нарушений внимания у детей с ЗПР
Задачи исследования:
- изучить задержку психического развития (ЗПР) у детей - причины и симптомы;
- рассмотреть особенности внимания у детей с задержкой психического развития.
1. Задержка психического развития (ЗПР) у детей - причины и симптомы
Понятие ЗПР у детей включает в себя сложный механизм взаимодействия с окружающим миром, ежесекундный анализ происходящих изменений, адекватные реакции на возникающие проблемы. Каждый день мы пропускаем через себя огромное количество информации, анализируем ее, делаем выводы, сохраняем полученный материал в памяти. Это позволяет нам, как виду, успешно эволюционировать, существовать в этом непростом мире. Своевременное развитие психических навыков и умений у детей позволяет им становиться успешными людьми в будущем, без огромного “рюкзака” за плечами с грузом нерешенных комплексов и проблем, которые, как правило, тянутся из детства [6, с.24].
В последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию детей: совершенствуются методики обучения проводится работа с детьми с ЗПР, улучшается качество образования. Однако, несмотря на это, некоторые ребята испытывают трудности в обучении. Все больше детей не способны освоить школьную программу в ее полном объеме. Исследования показали, что готовность ребенка к интеллектуальной деятельности напрямую связана с его психическим и коммуникативным развитием. И все больше родителей обращаются к педиатрам за помощью, чтобы вовремя предотвратить и скорректировать возможные задержки и отклонения в психомоторном развитии малыша.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурова Е.С. Основы специальной психологии. - М.: Академия, 2019. - 273с.
2. Всин М.Ю. Коррекционная педагогика и специальная психология. - М.: Академия, 2016. - 471с.
3. Мамайчук И.И. Психология детей с задержкой психического развития. - СПб.: Феникс, 2018. - 334 с.
4. Пронин С.А. Дошкольное воспитание аномальных детей. - М.: Айрис-пресс, 2019. - 238 с.
5. Специальная дошкольная педагогика и психология. / Под общ. ред. В.И. Селиверстова. – М.: Прогресс, 2018. – 457 с.
6. Степашкин П.Р. Специальная психология. – М.: Прима, 2019. – 473.
7. Трофимов А.А. Психоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - М.: Просвещение, 2017. - 182с.
8. Усанова О.Н. Специальная психология. - М.: Проспект, 2019. - 259с.