Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение………………………………………………………….………………3
Структура понятия «социализация личности» и ее виды…………………….4
Стадии социализации личности и социальные институты……………………7
Школа как институт социализации в современных условиях……………….11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………..15
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время, в условиях постоянных социокультурных трансформаций современного общества, проблемы, связанные с подготовкой людей к осознанному участию в жизни общества и с формированием социальной компетентности, выходит на передний план, т.к. современное общество остро нуждается в творческих и инициативных, ответственных, самостоятельных и сформированных личностях, активно принимающих участие в изучении окружающей социальной действительности.
Проблемы, связанные с социализацией личности постоянно находятся в центре внимания. В настоящее время эти вопросы приобрели особую актуальность в связи с неустойчивым состоянием общества, усугубляющимся социально-экономическим кризисом, «конфликтом ценностей», «социальным расколом общества».
Процесс социализации начинается с рождения ребенка и длится всю жизнь человека. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Процесс всестороннего развития неотделим от сложного механизма школьного обучения, руководящей роли школы, педагога.
Целью работы является рассмотрение школы как института социализации личности в современных условиях. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1) изучить структуру понятия «социализация личности, выделить ее виды;
2) выделить стадии социализации личности;
3) изучить и проанализировать социальные институты, которые влияют на социализацию личности;
4) рассмотреть школу как институт социализации в современных условиях.
1. Структура понятия «социализация личности» и ее виды
Социализация, будучи, по своей природе всеобъемлющим и универсальным процессом, способна, при правильной организации, привести к позитивным результатам практически во всех сферах деятельности, где человек взаимодействует с другим человеком, с группой людей, большим коллективом, обществом. На протяжении всей истории становления социологии смысл и содержание данного понятия периодически изменялся.
Социализация имеет сложную структуру и условно может быть разделена на объективную (внешне наблюдаемые поведенческие реакции) и субъективную (субъективное ощущение успешности, адаптированности в условиях общества). С явлением социализации неотъемлемо связана такая категория, как социальная адаптация/дезадаптация. Процесс социализации состоит из маленьких этапов, которые могут быть, в свою очередь, представлены в виде адаптации/дезадаптации индивида к окружающим его культурным нормам и требованиям как в конкретной социальной группе, так и обществе в целом.
Рассмотрим содержание понятия «социализация».
Социализация – это процесс становления личности, усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение социальных связей и социального опыта [1].
Термин «социализация» обозначает процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни [21].
Г.М. Андреева определяет социализацию следующим образом: «социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации» [3].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аберкромби, Н. Социологический словарь : Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер ; пер. с англ. И. Г. Ясавеева ; под ред. С. А. Ерофеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Экономика, 2004. – 619 с.
2. Андреев А. Л. О модернизации образования в России. Историко-социологический анализ // Социологические исследования. 2011. № 9.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности "Психология" / Г. М. Андреева. - Изд. 5-е, испр. и доп. - Москва : Аспект Пресс, 2009. – 362 с.
4. Бикметов, Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида/ Е.Ю. Бикметов// Социологические исследования. - 2007. - №9. - С.86-92.
5. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика : курс лекций : учеб. пособие для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности "Соц. педагогика" / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. - 4-е изд., стер. - М. : Academia, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 439 с.
6. Василькова, Ю.. Методика и опыт работы социального педагога : Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова. - М. : ACADEMIA, 2001. – 158 с.
7. Виды социализации. Понятие, факторы и этапы социализации личности [электронный ресурс]: https://www.syl.ru/article/345111/vidyi-sotsializatsii-ponyatie-faktoryi-i-etapyi-sotsializatsii-lichnosti.
8. Гурьянов, А.С. Социализация личности в процессе образования/ Гурьянов А.С.// Философия образования. - 2010. - №2. - С.152-157.
9. Ефимова, Н. С. Социальная психология: учебное пособие / Н. С. Ефимова. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2008. – С. 42-43.
10. Кон, И. С. Ребенок и общество : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по психол. и пед. специальностям / И.С. Кон. - М. : Academia, 2003 (ГПП Печ. Двор). - 334 с.
11. Кравченко А. Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2002.
12. Лисовский, В. Т. Социология молодежи: учебное пособие / В. Т. Лисовский – СПб: 1996. – С. 11-20.
13. Макаров М. Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростков.//Воспитание школьников. -2006. -№2.-С.68-70.
14. Мацковский, М. С. Социология семьи. Проблемы методологии, теории и методики / М. С. Мацковский. – М., 1989. – С.44-51.
15. Мирдиянова, Б. М. Социализация как педагогическое явление // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 3. – С. 87-88.
16. Мудрик, А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011.- 736 c.
17. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст] : учебник для обучающихся по направлению подготовки 050400 "Психолого-педагогическое образование" / А. В. Мудрик. - 8-е изд., испр. и доп. - Москва : Академия, 2013. - 239 с.
18. Мудрик, А.В. Воспитание как составная часть процесса социализации/ А.В. Мудрик// Вестник ПСТГУ, 4: Педагогика. Психология. - 2008. - №3(10).
19. Панченко Т. М. Школа как институт социализации [электронный ресурс]: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/1/Panchenko_School-Socialization/.
20. Подросток: социальная адаптация / В. Г. Казанская — СанктПетербург, 2011. – 28 с.
21. Путятина, О. В. Позитивная социализация обучающихся в условиях общественно-ориентированного образования [электронный ресурс]: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/pozitivnaya-sotsializatsiya/.
22. Семенов, В. Д. Социальная педагогика: история и современность / В. Д. Семенов; Ин-т развития регион. образования, Акад. пед. и социал. наук. - Екатеринбург : ИРРО, 1995. - 126 с.
23. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учебник по дисциплине "Педагогика" для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - 8-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. - 566 с.
24. Современная социология образования и молодёжи: Учеб. пособие/ Отв. ред. А.М. Осипов, В.В. Тумалев - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
25. Социальная педагогика : Курс лекций : Учеб. пособие для студентов вузов / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова и др.; Под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М. : Владос, 2000. – 415 с.
26. Социализации личности в различных теоретических перспективах [электронный ресурс]: https://lingrui.ru/fakty/socializaciya-eto-v-sociologii.html.
27. Социализация личности – это что: виды, этапы и условия социализации [электронный ресурс]: https://psychologist.tips/2762-sotsializatsiya-lichnosti-eto-chto-vidy-etapy-i-usloviya-sotsializatsii.html.
28. Социология образования и воспитания : Учебно-методическое пособие. Ставрополь : Изд-во СГПИ, 2010.
29. Филиппов, Ф.Р. Социология образования/ Ф.Р. Филиппов.- М.:Гардарики, 1980. – С.253 – 300.
30. Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031300 - Соц. педагогика / М. В. Шакурова. - М. : Academia, 2004. – 268 с.