Фрагмент для ознакомления
2
Тема урока: Диалог.
Цели урока:
1. Образовательная цель: дать понятие диалога
2. Развивающая цель: а) развить учебно-языковые умения (выделять реплики диалога)
б) развивать речевые умения, навыки (составлять диалоги)
3. Воспитательная цель: а) воспитывать культуру общения;
б) воспитывать культуру умственного труда на основе логических операций.
Средства обучения: учебник русского языка для 5класса.
План урока.
1. Организационный момент.
1. Приветствие; 2) отметка отсутствующих; 3) подготовка учащихся к уроку.
2. Изучение нового материала.
1. Запись числа и темы урока.
2. Упражнение 200 устно.
3. Чтение теоретического материала §25.
3. Закрепление нового материала.
Упражнение 201 устно.
Упражнение 203 письменно.
Упражнение 204 письменно.
4. Подведение итогов урока.
5. Задание на дом.
§25, упражнение205.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: здравствуйте. Садитесь. Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует на уроке? Достаньте учебники, откройте тетради. Подготовьте ручки, карандаши.
2. Изучение нового материала.
Учитель: Тема нашего урока «Диалог». Запишите в тетрадях число и тему. Откройте учебник на страницу 68.
Выполняем упражнение 200. Прочитайте задание упражнения.
Ученик: Прочитайте сначала весь текст. Затем разговор между женщинами и стариком.
Учитель: Выполняем упражнение устно.
( Ученики читают текст упражнения)
Учитель: Прочитайте правило на странице 69.
Ученик: Речь может быть диалогической и монологической.
Диалогическая речь – разговор (беседа) двух или нескольких лиц. Диалог состоит из реплик. Репликой называется высказывание каждого участника разговора.
Учитель: В упражнении 200 встречается монолог?
Ученик: В упражнении 200 разговор между женщинами и стариком– диалог.
3. Закрепление нового материала.
Учитель: Сейчас выполним упражнение 201. Прочитайте диалог. Определите из скольких реплик он состоит.
Ученик: Мамины помощницы.
Оля и Лида гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петя помогает своей маме развешивать белье, и говорит подруге:
– И я сегодня маме помогала.
– И я тоже, – ответила Лида. – А что ты делала?
– Со стола убирала, посуду всю вымыла, тарелки, ложки, вилки вытерла и в буфет убрала.
– А я ботинки почистила.
– Мамины? – спросила Оля.
– Нет, свои.
– Разве это помощь маме? – засмеялась Оля. – Ты же их себе чистила!
– Ну и что же? Зато у мамы сегодня будет меньше работы, – сказала Лида.
Так это или не так?
Учитель: Ответим на вопрос текста. Согласны ли вы с Лидой? Она действительно помогла маме?
Ученик: Я думаю, что это не помощь маме. Каждый должен сам чистить свои ботинки.
Учитель: Из скольких реплик состоит данный диалог?
Ученик: Данный диалог состоит из 8 реплик.
Учитель: Упражнение 203 письменно. Прочитайте задание.
Ученик: Ответьте на вопросы так, чтобы получился диалог.
Учитель: Сначала каждый выполняет самостоятельно в тетради. Потом проверим.
Ученик: 1) В библиотеке.
– У вас есть в библиотеке произведения Антона Павловича Чехова?
– Да.
– Какое из его произведений вы посоветовали бы мне прочитать?
– Я советую «Три сестры».
– Я могу взять до следующей среды?
– Конечно.
– Спасибо.
2. Телефонный разговор.
– Здравствуйте.
– Добрый день.
– Это мама Саши, Нина Андреевна?
– Да.
– Нина Андреевна, Саша дома?
– Да, он дома.
– Пригласит его, пожалуйста, к телефону.
– Сейчас позову.
– Спасибо.
– Пожалуйста.
– Саша, здравствуй.
– Здравствуй.
– Тебе нравятся песни композитора Александры Пахмутовой?
– Нравятся.
– Мне тоже. Особенно люблю песни о спорте.
– И я люблю.
– Сегодня в шестом классе проводится вечер, посвященный ее творчеству. Приглашают всех желающих. Пойдем?
– Конечно, пойдем!
– Тогда я зайду за тобой , и мы пойдем вместе.
– Хорошо. Буду ждать.
Учитель: Какие слова вежливости вы встретили при выполнении этого упражнения?
Ученик: Спасибо, здравствуйте, добрый день, пожалуйста.
Учитель: Выполняем упражнение 204. Прочитайте задание.
Ученик: Составьте диалог, используя данные ответы. Прочитайте диалог по ролям.
Учитель: Сначала письменно составьте диалог в тетради, потом проверим.
Ученик: 1. – Ты не мог бы мне помочь?
– Конечно, помогу, не беспокойся.
2. – Приходи ко мне на день рождения.
– Спасибо! Непременно приду!
3. – Ты примешь участие в сегодняшней конференции?
– К сожалению, сегодня я занят. Но в другой раз с удовольствием приму участие.
4. Подведение итогов урока.
Учитель: Мы сегодня изучили тему «Диалог».
Какую речь называют диалогической речью?
Ученик: Диалогическая речь – разговор (беседа) двух или нескольких лиц.
Учитель: Что называется репликой диалога?
Ученик: Репликой называется высказывание каждого участника разговора.
5. Задание на дом.
Дома прочитайте параграф 25 и выполните упражнение 205. Вам нужно составить диалог на тему «На почте».
РАБОТА С ТЕКСТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ЗАДАНИЕ 1: На основании анализа литературы и информации из сети Интернет сформулируйте требования к текстам, используемым в обучении младших школьников письменной речи.
ОТВЕТ:
Это фрагмент презентации учителя начальных классов Н.В. Ганжа. Ссылка на источник: https://infourok.ru/uchim-mladshego-shkolnika-ponimat-tekst-3433433.html
Методические требования к текстам:
− образцовость языка, художественность текста;
− богатство содержания, актуальность тематики;
− наличие в тексте изучаемых языковых форм, средств;
− разнообразие жанров и стилей;
− богатство лексики;
− развивающий характер: каждый текст, поэтический или прозаический, должен поднимать ученика на ступеньку выше в его развитии;
− текст должен быть интересным и доступным по содержанию детям младшего школьного возраста;
− не должен содержать не понятных детям слов с неизученными орфограммами;
− объём должен соответствовать возрасту;
− текст должен легко делиться на части;
− должна быть чётко выражена тема и основная мысль текста.