Фрагмент для ознакомления
2
ВАРИАНТ № 7
1. Кейс. Вера, 8 лет. Худенькая, астеничная, скована, моторная пластичность снижена. Демонстрирует стереотипные действия – крутит волосы, потирает руки. При наступлении эмоционального истощения стереотипии учащаются. Речь тихая, уровень притязаний низкий, самооценка занижена. Из обследования выявлено, что у девочки очень слабое зрение, вынуждена с раннего детства носить очки.
Задания:
1) Сформулируйте возможное нарушение. Консультация какого специалиста необходима?
2) Подберите диагностические методики к данному кейсу и коротко опишите их.
3) Составьте план коррекционного вмешательства.
Возможное нарушение: стереотипные поведенческие расстройства у ребенка. Необходима консультация психолога, для работы с теми проблемами, которые вызывают его. Важнейшее условие — создание комфортной эмоциональной обстановки, соблюдение личного пространства ребенка. Но для постановки точного диагноза и выявления психических проблем (если таковые имеются) необходима консультация психотерапевта.
2. Диагностические методики:
1.Опросник на определение уровня тревожности у детей Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко.
Опросник предназначен для определения уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, воспитателей, учителей и сопоставления их ответов. Процедура проведения: Родителям (воспитателю/педагогу) предлагается ответить на 20 вопросов-утверждений. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне тревожности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень тревожности ребёнка). Интерпретация: Высокий уровень тревожности — 15 - 20 баллов; Средний уровень тревожности — 7 - 14 баллов; Низкий уровень тревожности — 1 - 6 баллов.
2. Методика ДДЧ. (Дом-Дерево-Человек). Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов. Методика включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно. Обследуемому предлагают нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводят детально разработанный опрос. Выбор предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты.
3. Рисуночный тест Сильвер. (техника стимульного рисования). Арт-терапевтическая методика позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим. Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «Задание на срисовывание с натуры» и «Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный.
4. Тест Векслера (или Шкала Векслера) является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития и разработана Дэвидом Векслером в 1939 году. Тест основан на иерархической модели интеллекта Д.Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты.
Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - 6 вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс.
5. Общий диагностический протокол для определения риска расстройств аутистического спектра (РАС). ADOS-2 позволяет дать качественную и количественную квалификацию имеющихся симптомов относительно критериев, используемых в DSM-4 и МКБ-10 для постановки диагноза аутизм и аутистический спектр расстройств. План обследования включает в себя последовательность стандартных ситуаций, провоцирующих ребенка на взаимодействие с интервьюером. Оценивается общение, социальное взаимодействие, игра, стереотипные формы поведения. ADOS-2 состоит из четырех модулей, в каждом из которых предусмотрен свой протокол. Выбор модуля зависит от уровня общего и речевого развития ребенка. Время проведения обследования 30-45 минут.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гиппенрейтер, Юлия Борисовна. Введение в общую психологию: учебное пособие для вузов по специальности психология: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва : АСТ, 2016. – 352 с.
2. Горбатов, Дмитрий Сергеевич. Общепсихологический практикум: учебное пособие для бакалавров / Д. С. Горбатов. – Москва: Юрайт, 2013. – 307 с.
3. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей: Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. Н. Дружинин. – 3. изд. – Москва : Юрайт, 2019 . – 349 с.
4. Каменская, В.Г. Психодиагностика ребенка: Учебник / В.Г. Каменская, Л.В. Томанов. - М.: Форум, 2011. - 400 c.
5. Лаптева, Ирина Леонидовна. Общепсихологический практикум : учебник для академического бакалавриата / И. Л. Лаптева, О. Б. Полякова, Л. Г. Лаптев ; Под ред. В. В. Рубцова; Московский городской психолого-педагогический университет. – Москва: Юрайт, 2017. – 675 с.
6. Марцинковская, Татьяна Давидовна. Психология: учебник для вузов по дисциплине «Психология» / Т. Д. Марцинковская. – Москва: Academia, 2013. – 398 с
7. Носс, Игорь Николаевич. Качественные и количественные методы исследований в психологии: учебник для бакалавриата и магистратуры / И. Н. Носс; Московский государственный областной университет. – Москва: Юрайт, 2014. – 362 с.
8. Общая психология. Т. 2 : Хрестоматия : В 5 т. / Сост. В. А. Мазилов, В. Д. Шадриков. – Москва : РИД РосНОУ, 2020 . – 509 с.
9. Общая психология. Т. 1 : Хрестоматия : В 5 т. / Сост. В. А. Мазилов, В. Д. Шадриков. – Москва : РИД РосНОУ, 2019 . – 876 с.
10. Общий психологический практикум : учебник для вузов / Под ред С. А. Капустина. – Санкт-Петербург и др.: Питер, 2018. – 480 с.