Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема контрольной работы «Психология профессионального развития».
Профессиональное развитие личности является одной из серьёзных тем, которую рассматривает психология и педагогика в наше время. Посредством профессиональной деятельности происходит становление личности, человек развивается, обеспечивает свое материальное благополучие и социальный статус. Во многом психическое здоровье человека, выраженность у него определенных личностных черт определяется именно профессиональной деятельностью.
Самостоятельный выбор профессии — это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психологическое здоровье, радость и счастье. Однако в настоящее время в системе непрерывного образования отсутствует целенаправленная, систематическая профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости. Поэтому целью данной работы является проектирование индивидуальной образовательной траектории на основании диагностики профессионального самоопределения респондента.
Задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) рассмотреть подходы к диагностике профессионального самоопределения, методики диагностики профессионального самоопределения.
3) провести диагностику профессионального самоопределения респондента.
4) спроектировать психотехнологии профессионального развития респондента.
Проблема профессионального развития личности рассматривалась в трудах отечественных и зарубежных ученых - теории профессионального самоопределения и профессиональной ориентации: Дж. Голланда, Н.С. Пряжникова, Д. Сьюпера, концепции профессионального развития личности: Э.Ф. Зеера, Е.А. Климов, С.Н. Чистякова, И.В. Дубровина, В. Ф. Сафин, концепции психолого-педагогического сопровождения И.В.Дубровиной, Р.В.Овчаровой.в работах Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульхановой-Славской, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Л.М. Митиной и др.
Глава 1. Понятие о профессиях будущего и профессиональном самоопределении в условиях современного рынка труда и профессий
Стремительно развивающийся мир диктует не только уклад повседневной жизни, но и выбор профессий будущего.
Профессии будущего — это профессии на стыке нескольких дисциплин, которые появятся через 15–20 лет. Такие профессии дополнят или заменят уже существующие.
Например, водителей грузовиков заменят беспилотным транспортом. Машина будет ездить сама, а человек станет разрабатывать, контролировать и обслуживать этот транспорт. При этом появится профессия оператора дронов, а сфера юриспруденции расширится до беспилотного транспорта.
Вот некоторые профессии будущего: онлайн-терапевт, инженер-генетик, биофармаколог, архитектор «зеленых» городов, тайм-менеджер, игромастер, медиаполицейский, гид в сфере космического туризма, экоаналитик в добывающих отраслях и т.д.
Уже сегодня существует множество профессий, которых не было 10-15-20 лет назад: разработчик мобильных приложений, директолог, SEO-аналитик и пр. Различные исследования показывают, что более 60% нынешних учеников и студентов будут заняты специальностями, которые еще не существуют. Современной молодежи принципиально важно ориентироваться не на традиционную модель обучения с узкой специализацией, а получать новые знания и умения, быть в «тренде» продуктов технологической революции.
В современном мире образование давно превратилось в непрерывное, специалисты вынуждены повышать свою квалификацию уже не только по тому, что этого требует закон, а потому, что это просто необходимо для дальнейшей работы. Профессиональное самоопределение в этой связи становится актуальнейшей проблемой, от решения которой зависит все перечисленное выше.
Профессиональное самоопределение – личный выбор человека в приобретении профессии и реализации себя на рынке труда. Самоопределение реализуется при тщательном анализе личных интересов, способностей, талантов и наклонностей. Профессиональное самоопределение очень связано с жизненным самоопределением личности, так как непосредственно влияет на качество жизни человека, его самореализацию, чувство собственного достоинства и значимости [4, с.104].
Проблема выбора профессии встает сегодня пред человеком очень рано, уже за время получения среднего общего образования ситуация на рынке труда может успеть измениться коренным образом так, что выбранный несколько лет назад профиль подготовки окажется уже не столь востребованным. Уточнение выбора, его коррекция или даже смена – реальная практическая задача, которая встает перед человеком несколько раз в его трудовой жизни. И это уже норма, а не исключение. Однако результаты относительно недавних опросов показывают, что существенное количество выпускников школ продолжают выбирать профессию случайно или вообще не могут хоть сколько-нибудь мотивированно обосновать свой выбор [6, 7]. Однако даже обоснованный мотивами выбор будущей профессии не всегда означает успешность прохождения процесса профессионального самоопределения [2, с.322]. Процесс этот можно назвать хоть сколько-то успешным, когда человек сможет подтвердить свой выбор успехом в выбранной сфере деятельности.
Таким образом профессиональное самоопределение молодежи нередко не совпадает с ее трудовыми предпочтениями и пожеланиями работодателей и продолжает оставаться крайне неустойчивым. Этому способствует и низкая информированность о существующих профессиях и их доступности, и несоответствие оплаты труда потребностям, и отсутствие опыта, и более поздняя социальная зрелость. Современная молодежь часто может позволить себе выбирать, менять решения, совершать ошибки прежде, чем окончательно определиться с выбором сферы трудоустройства [5, с.209]. Мы видим, что молодежь заинтересована найти профессию в сферах управления, индивидуального предпринимательства и творчества. Но стране все еще нужны рабочие руки, однако среди молодежи желающих немного, несмотря на то, что физический труд в большинстве своем неплохо оплачивается.
Глава 2. Подходы к диагностике профессионального самоопределения, методики диагностики профессионального самоопределения
Психологическая диагностика является важным направлением профессионального самоопределения. В условиях психологического изучения образуется образ «я». Цель диагностической работы: всесторонне изучить индивидуальные и личностные особенности, интересы, склонности, способности, черты характера, темперамента. Профдиагностическая работа конкретизирует содействие изучению своего образа «я».
Как правило в практике опираются на три основные диагностические подходы:
объективный подход. Объективный подход предполагает следующее: диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа выполнения деятельности. Важными требованиями являются «надежность» (или воспроизводимость, стабильность);
субъективный подход. Его диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях.
проективный подход – анализ особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности объектом проекции.
При организации диагностик следует опираться на следующие принципы:
1)систематичность;
2)комплексность;
3)учет потенциальных возможностей диагностируемого (выход на прогнозирование за счет учета не столько актуальных, сколько скрытых возможностей);
4)участие разных специалистов.
Для диагностики и развития профессионального и жизненного самоопределения можно использовать следующие методики:
1. Дифференциально-диагностический опросник (автор Е.А.Климов)
2. Методика профессиональных предпочтений Д. Голланда
3. Карта интересов (А.Е. Голомшток)
4. Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.Синявский, Б.А.Федоришин)
5. Опросник профессиональной готовности (А.Н.Кабардова)
6. Ориентированная анкета (В.Смекал, М.Кучер)
7. Опросник профессиональных склонностей (Л.А.Йовайша)
8. Методика «Художественно-эстетическая потребность» (В.С.Аванесов)
9. Формула профессии (модификация методики Н.С. Пряжникова)
10. Методика «Профессиональная идентичность» (А.А.Азбель)
11. Методика «Семь качеств личности» (Р.Кеттел, модификация А.Т.Грецова)
12. Методика «Изучение мотивационно-потребностной сферы личности
13. Методика ценностных ориентаций М. Рокича, модификация Д.А. Леонтьева (приложение А).