Фрагмент для ознакомления
2
1. Реферативная работа. Разумный эгоизм компаний
1.1. Теоретические аспекты корпоративной социальной ответственности: сущность, основные характеристики
Корпоративная социальная ответственность (KCO) в Российской Федерации в настоящий момент является не только модной концепцией, на которой базируются PR-мероприятия организаций. КСО – это значимый элемент любой успешной организации, цель которой – достижение позиций лидера на рынке и их сохранение. Корпоративная социальная ответственность является добровольным вкладом бизнеса в совершенствование общества, который осуществляется через инвестиции социального характера, направленных на развитие профессиональное и социальную защиту работников организации, поддержку здравоохранения, культуры, спорта, образования и т.д. Работа в этом направлении должна иметь системный характер и обязательно согласовываться с потребностями и интересами всех взаимодействующих сторон. Для разработки и принятия решения любого вопроса организации необходимо реализовать все виды обеспечения: технического, организационного, информационного и методического.
Современная концепция KCO в то же время предполагает обязательность создания определённого состава управленческих звеньев, подразделений, служб, которые наделены определенными полномочиями и задачами. Для этой цели следует формировать систему организационного обеспечения корпоративной социальной ответственности, которая является важной функциональной подсистемой всей организации. Система организационного обеспечения КСО – это взаимосвязанная совокупность внутренних подразделений служб организации, которые обеспечивают разработку и принятие решений по различным вопросам ее социальной деятельности и имеющих ответственность за итоги данных решений. Как показывает практика, организации имеют разные подходы к формированию подсистемы KCO. Это находится в зависимости от многих факторов, среди них выделяют следующие: oргaнизaциoннo-прaвoвaя форма; размер компании; степень диверсификации организации; состояние кадрового и ресурсного обеспечения; политика организации к KCO; система нoрмативнo-прaвoвoгo регулирования KCO; применение принципов KCO работниками организации и ее руководством 2, с.98.
Для формирования системы ответственности, учитывающей ее разнообразие, следует знать ее характеристики:
1. Типологическая принадлежность ответственности. Данная характеристика проявляется в сочетании многообразных типов, а лишь в принадлежности к одному единственному.
2. Мера ответственности проявляется через отражение степени поощрения, порицания, силу наказания либо одобрения результатов деятельности. Следует иметь в виду, что в менеджменте ответственность выступает и в роли фактора ограничения или сдерживания, и в роли фактора мотивации. Действенность данных факторов зависит от типа и меры ответственности.
3. Адресность характеризует, к кому ответственность направлена и предназначена, как и кому следует ее учитывать.
4. Организационная форма реализации – эта характеристика закрепляется в инструкциях, положениях, контрактах, договорах и т. д.
5. Условный характер – такая характеристика может действовать при конкретных условиях, которые заранее установлены.
6. Источник реализации. В рамках внутренней среды – это уровень системы менеджмента согласно распределению полномочий. В рамках внешней среды – это компании, указанные в договоре или контракте, а также государственные органы.
7. Временные характеристики. Есть время наступления ответственности и реализации. Помимо этого, ответственность может изменяться во времени, т. е. усугубляться или ослабевать. Это может происходить при динамике ситуаций, потребностей, условий, организационных положений.
Рассмотрим уровни и принципы формирования КСО.
Важный фактор, который влияет на систему организационного обеспечения корпоративной социальной ответственности, – это уровень социальной ответственности организации. Выделяют три уровня ответственного поведения организации (соответственно Программе развития OOH):
1. Уровень базовый: на нем находятся все организации, которые соблюдают законодательство действующее. Организационное обеспечение организации этого уровня не является специфическим, так как, речи не идет о применении и внедрении принципов КСО.
2. Уровень второй: предполагает использование инструментов, направленных на улучшение качества внутренней среды для персонала организации: обеспечение добровольным медицинским страхованием, обеспечение детскими садами детей работников, жильем и т.п. Данный тип ответственности получил условное название «корпоративной ответственности».
3. Третий уровень (высший) ответственности: предполагает воздействие на развитие социума, улучшение качества жизни на территории, где находится организация .
Для всех уровней социальной ответственности существует острая проблема создания системы организационного обеспечения, применяющей принципы корпоративной социальной ответственности в организации. Организация, существующая на последних двух уровнях внедрения практик корпоративной социальной ответственности, при формировании организационной структуры должна придерживаться:
− принципа комплексности: внедрение в общую стратегию организации принципов КСО;
− принципа системности: поддержка всем персоналом компании принципов КСО и их учет при разработке и принятии управленческих решений;
− принципа информационной прозрачности и открытости;
− принципа регламентации и формализации: четкая регламентация бизнес-процессов и процедур;
− принципа социального портфельного инвестирования (всесторонняя оценка эффективности корпоративной социальной ответственности);
− принципа анализа и контроля итоговых результатов реализации корпоративной социальной ответственности в деятельности организации для цели разработки управленческих решений, которые направлены на рост эффективности деятельности организации.
Таким образом, КСО представляет собой эффективный инструмент стратегического успешного развития организации.
В рамках достижения целей социально ответственной деятельности организации формируют специализированные организационные структуры, в рамках которых взаимодействуют управленческие подразделения и операционные звенья.
Организационная структура КСО представляет собой состав системно взаимодействующих подразделений операционного и управленческого характера, предметом деятельности которых является функциональное обеспечение механизмов социально ответственного поведения организации 4, с.101.
Таким образом, она включает организационную структуру управления КСО, сформированную звеньями управления, и операционную структуру КСО, в ее составе подразделения, предоставляющие услуги социальные местному сообществу и персоналу организации. Данные подразделения функционируют как некоммерческие подразделения организации. Они финансируются из финансовых результатов и имеют операционный цикл с социальной спецификой. На рисунке 1 представлен пример организационной структуры управления КСО.
Рис. 1. Организационная структура управления КСО
Управление корпоративной социальной ответственностью не ограничивается формированием соответствующих подразделений, необходимо подготовить соответствующие нормативно-плановые документы: регламенты работы подразделений, должностные инструкции специалистов, положения об операционных звеньях, применяющих механизмы корпоративной социальной ответственности.
1.2. Разумный эгоизм компаний
Разумный эгоизм, если сравнивать с корпоративным эгоизмом, не пренебрегает интересами иных сторон. Его основная цель – получить выгоду.
Компания достигает все свои цели, не ущемляя интересы других лиц. Иными словами, это симбиоз альтруизма и корпоративного эгоизма.
Такой эгоизм предполагает под социальной ответственностью элементарно «хороший бизнес». [5, с. 98] Вложения компании в любые социальные программы снижает ее прибыль в краткосрочной перспективе, хотя
Фрагмент для ознакомления
3
1. Воропаев С. Н. Менеджмент: учебное пособие / С. Н. Воропаев, В. Д. Ермохин; Международная ассоциация «Агрообразование». – Москва: КолосС, 2017. – 246 с.
2. Горфинкель В. Я. Корпоративная социальная ответственность: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Я. Горфинкель, Н. В. Родионова; отв. ред. В. Я. Горфинкель, Н. В. Родионова, 2017. – 570 с.
3. Дафт Ричард Л. Менеджмент: [перевод с английского] / Л. Дафт. – Санкт– Петербург: Питер; Питер Пресс, 2017. – 863 с.
4. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. – Н.Новг.: НИМБ, 2018. – 320 c.
5. Коротков Э. М. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров / Э. М. Коротков, 2017. – 459 с.
6. Тебекин А. В. Теория управления. Учебник – М.: Кнорус, 2017. – 342 с.