Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Педагогика, так же как психология и многие другие древние науки, существовала первоначально как некоторой совокупности идей в составе других наук, прежде всего, она входила в состав философии. Первые великие педагоги, такие, как Конфуций, Сократ, были одновременно и великими мыслителями, создателями развернутых философских и религиозных учений, проповедуя которые они проявили себя как талантливые теоретики и практики педагогической деятельности. Зарождение педагогики в качестве самостоятельной науки относится к Новому времени, к XVII в. и связывают с именем великого чешского педагога Я.А. Коменского. Именно ему в «Великой дидактике» и других трудах первому удалось выявить специфику образовательной деятельности в качестве особой сферы социальной активности людей, проанализировать ее на основе категорий образования, обучения, воспитания и сформировать на этой основе систему знаний.
Воспитание и образование занимало первостепенное значение в цивилизации человека. Без педагогики, наверное, и не было этой цивилизации. Ведь с помощью педагогики передается опыт из поколения в поколение.
Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной. В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека. Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.
1. Назовите основные формы связи и педагогики с другими науками и проиллюстрируйте их примерами
Педагогика, как и любая другая наука, не может существовать обособленно, так как все накопленные знания переплетаются и пронизывают все науки. Нельзя рассматривать педагогику, как собственно и любую другую науку, как отдельную самостоятельно развивающуюся единицу. Ведь без знания философии, психологии, медицины, истории, математики и т.д., педагогика была бы плоской мерой обучения.
Педагогика призвана учить, воспитывать человека как личность, а для этого ей нужны познания и идеи философии- родоначальницы всех наук. В настоящее время педагогика использует философские концепции и общенаучные подходы, заимствованную в философии логику построения рассуждений и формулирования умозаключений.
Чтобы плодотворно обучать и воспитывать новое поколение, надо учитывать психологические особенности обучающихся. И здесь на помощь приходит психология, наука, помогающая глубже проникнуть в сознание и психику детей и подростков, научиться находить с ними общий язык, тем самым делаю процесс обучения и воспитания более эффективным.
Необходимость учитывать в педагогическом процессе физиологические особенности обучающихся разного возраста требует взаимодействия педагогики с физиологией и медициной. В настоящее время очень много детей с физическими и психическими нарушениями и для более комфортного и понятного преподавания новых знаний необходимо учитывать особенности тех или иных патологий и заболеваний.
Большую роль в «жизни» педагогики играет экономика. Ведь от грамотного распределения финансов и ресурсов зависит плодотворное развитие педагогики как науки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Виненко, В. Г. Общие основы педагогики / В.Г. Виненко. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 298 c.
2. Дормидонтова Л.П. Развитие способностей человека и содержание образования: проблемы, подходы, перспектива // Научное мнение. - 2015. - № 10-2. - С. 128 - 131.
3. Каптерев, П. Ф. Антология гуманной педагогики. Каптерев / П.Ф. Каптерев. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2014. - 224 c.
4. Краевский, В. В. Методология педагогики. Новый этап / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2013. - 400 c.
5. Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2014. - 432 с
6. Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. - М.: Академический проект, 2016. - 560 c.
7. Позина, М. Б. Введение в профессию. Психология и педагогика / М.Б. Позина. - М.: Московская академия образования Натальи Нестеровой, 2015. - 224 c.
8. Седова, Н. Е. Основы практической педагогики / Н.Е. Седова. - М.: Сфера, 2015. - 192 c.
9. Старикова, Л. История педагогики и философия образования / Старикова Людмила. - М.: Феникс, 2013. - 268 c.
10. Трайнев, И.В. Конструктивная педагогика / И.В. Трайнев. - М.: Сфера, 2015. - 320 c.