Фрагмент для ознакомления
2
4 семестр
Занятие № 1.
(практическое)
Тема. Опрос
Цель: ознакомить с методом опроса, его разновидностями, формировать навык применения в дошкольном образовании.
Основные понятия: опрос, беседа, интервьюирование, виды вопросов (процедурные, тематические, закрытые, открытые).
Подготовка к занятию:
1. Выписать определения основных понятий;
ОТВЕТ:
Опрос — это выяснение мнения окружающих о чём-либо, когда людям задают вопросы и получают на них ответы.
БЕСЕДА — взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ — способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого
Процедурный вопрос – обычный вопрос, который задают в ходе различных процедур – например, юридические процедуры и многое другое
Тематический вопрос – вопрос, который связан с определенной темой. Например, космос, медицина и прочее
Закрытые вопросы – вопросы, который предполагают заранее подготовленные варианты ответа – например да или нет
Открытые вопросы – вопросы, на которые нет заготовленного ответа и человек может отвечать, как ему удобнее
2. Подготовиться к обсуждению вопросов занятия.
Ход занятия:
1. Обсуждение теоретических вопросов
o Опрос: определение, типы.
ОТВЕТ:
Опрос — это выяснение мнения окружающих о чём-либо, когда людям задают вопросы и получают на них ответы.
ВИДЫ:
• Экспертный опрос используется, когда необходимо выяснить мнения определенной группы специалистов по интересующей проблеме. Отличительная особенность этого метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов (экспертизу) в анализе и решении проблем исследования.
• • Ситуационный опрос проводится для выяснения мнения целевой аудитории по определенной проблеме в конкретный момент времени. Дает информацию о степени информированности об учреждении или ведомстве: какова его репутация, как оцениваются его действия в глазах общественности. Используется перед проведением PR-кампании для планирования дальнейшей PR-деятельности.
• • Проблемный опрос направлен на изучения конкретной проблемы и на поиск путей ее решения.
• • Панельный опрос предполагает неоднократное обращение к одной и той же группе опрашиваемых. В первых исследованиях выясняется общее представление целевой аудитории об интересующей проблеме. Дальнейшие опросы показывают изменение отношения респондентов к проблеме в результате проведенной PR-кампании.
Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, без прямого контакта интервьюера с респондентом. Целесообразно когда нужно опросить большое число респондентов за относительно короткое время и респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.
• Возможности применения опроса при исследовании детей дошкольного возраста.
ОТВЕТ:
Вербально-коммуникативные методы предназначены для непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации. К вербально-коммуникативным методам относятся беседа, интервью и анкетирование. Интервью и анкетирование иногда объединяют общим названием – методы опроса. По характеру взаимосвязи исследователя и респондента различают очные и заочные методы. К очным относятся беседа и интервью, к заочным – анкетирование, опрос по почте, опрос через средства массовой информации. По частоте проведения выделяют одноразовые и многоразовые опросы. По степени формализациистандартизированные и нестандартизированные. Специфическим видом опроса является опрос экспертов. Экспертный опрос может быть как анонимным, так и открытым. Экспертный опрос может быть проведен и в форме интервью.
Беседа и интервью – неотъемлемые методы в работе как с детьми и подростками, так и со взрослыми, непосредственно включенными в жизнь детей, – родителями, педагогами, администрацией образовательных учреждений. Работа с детьми имеет определенную специфику и является более сложным делом, чем со взрослыми. Проводя беседу с детьми, психологу очень важно занять адекватную позицию. 1) психолог должен создать человечески теплое, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт с ним; 2) психолог должен принимать ребенка таким, какой он есть; 3) своим отношением психолог должен дать ребенку почувствовать атмосферу снисходительности, чтобы он мог свободно проявлять свои чувства; 4) психолог должен тактично и бережно относиться к позициям ребенка: он ничего не осуждает и ничего не оправдывает, но при этом все понимает. В зависимости от целей исследования вербально-коммуникативные методы могут иметь разное содержание. Так, на первых этапах работы, когда необходимо получить представление об особенностях ребенка и установить характер его проблем, работа обычно проводится по типу диагностического интервью: выяснение интересов и склонностей ребенка, его положения в семье, отношения к родителям, братьям, сестрам, к школе и одноклассникам. В частности, директивный подход используется обычно для получения фактической информации о предметах: о любимых играх, книгах. Так же, можно использовать в работе с детьми открытые и закрытые вопросы. Рассказы детей и подростков могут носить глубоко личный, интимный характер, поэтому в беседе с ними нужно соблюдать условия конфиденциальности. Если возникает экстренная необходимость сообщить о чем-либо из рассказанного ребенком его родителям и учителям, следует обязательно получить на это согласие ребенка.
1. Выполнение практических заданий.
• Составление вопросов беседы по конкретной теме.
• Организация беседы: учет возрастных особенностей, этических требований.
• Работа над реестром методик.
Занятие № 2.
(практическое)
Тема. Эксперимент
Основные понятия: эксперимент, переменная, виды переменных, гипотеза, лабораторный и естественный эксперимент, артефакты, выборка, квазиэксперимент, экспериментальный план.
Цель: познакомить с понятием эксперимент, формировать навыки организации эксперимента.
Подготовка к занятию:
1. Выписать определения основных понятий;
ОТВЕТ:
Эксперимент — процедура, выполняемая для поддержки, опровержения или подтверждения гипотезы или теории. Эксперименты могут значительно различаться по целям и масштабам, как правило полагаются на повторяемую процедуру и логический анализ результатов
ПЕРЕМЕННАЯ - символ, используемый для представления величины, которая может принимать любое из ряда значений
Гипотеза — предположение или догадка, утверждение, которое, в отличие от аксиом, постулатов, требует доказательства
Лабораторный эксперимент — разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных помещений, что обеспечивает особенно строгий контроль независимых и зависимых переменных.
Естественный эксперимент, или полевой эксперимент, — в психологии это вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.
Артефакт - явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно
Выборка или выборочная совокупность — часть генеральной совокупности элементов, которая охватывается экспериментом
Квазиэксперимент — разновидность эксперимента, когда экспериментатор не оказывает непосредственного воздействия на участников или условия эксперимента, а пользуется уже существующими группами для изучения интересующих его процессов
Экспериментальный план— это проект исследовательских операций, который включает стратегии отбора участников и составления групп испытуемых, определение переменных, чередование воздействий, шкалы измерения переменных и т.н
2. Подготовиться к обсуждению вопросов занятия.
Ход занятия:
1. Обсуждение теоретических вопросов.
• Эксперимент как основной метод психологического исследования.
ОТВЕТ:
Наука развивается по определенным законам. Главное для науки – метод познания, его надежность и объективность. Ученые стараются оперировать проверенными фактами и стремятся четко фиксировать разницу между фактами и гипотезами. Люди, не связанные с наукой, часто путают научный факт и предположение; нередко принимают желаемое или воображаемое за реально существующее в природе. Перед проведением