Фрагмент для ознакомления
2
Исследовательские задания:
1. В учебниках «Педагогика» найдите определения понятий «трудовое обучение»,
«трудовое воспитание». Обозначьте разницу между данными понятиями.
Подумайте, как они соотносятся с содержанием «Методики преподавания технологии».
Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.
Ответ:
Трудовое обучение – процесс организации и стимулирования готовности к труду на основе взаимосвязи овладения учащимися знаниями, умениями и навыками, создание опыта применения сил и способностей в разнообразной трудовой деятельности.
Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов. Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения трудовым умениям и навыкам. В этом смысле трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими приемами того или иного труда.
Методика преподавания технологии входит в состав обширных педагогических знаний. Она как бы ответвляется от дидактики, или общей теории обучения. В свою очередь, дидактика входит составной частью в педагогику как науку о воспитании. Таково, в целом, место методики преподавания технологии, как и методик других учебных предметов, в общей системе педагогической науки: педагогика - дидактика - методика преподавания. Таким образом, она связана с трудовым обучением и трудовым образованием.
2. В «Хрестоматии по истории зарубежной педагогики» найдите мысли Дж.Локка, Ж.-Ж.Руссо, И.Песталоцци о трудовом воспитании и обучении. Почему эти мысли считались прогрессивными? Как они характеризуют исторический этап развития трудового образования?
Ответ:
Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремёсел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю. Труд предотвращает возможность вредной праздности.
По мнению Руссо физический труд – это неизбежная обязанность общественного человека. Свободный человек должен владеть разными видами ремёсел, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свою свободу. Труд – общественная обязанность свободного человека, это и воспитательное средство.
Попытка соединения обучения с производительным трудом была одним из важных положений в педагогической практике и теории Песталоцци. Во время работы, а также в свободные от нее часы учитель ведет занятия с детьми, обучает их грамоте, счету, другим жизненно необходимым знаниям. Песталоцци подчеркивал значение трудового воспитания для формирования человека. Песталоцци придавал труду детей широкое воспитательное значение. Он указывал, что «труд учит презирать слова, оторванные от дела», помогает вырабатывать такие качества, как точность, правдивость, способствует созданию правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми и самими детьми. Правильно организованная физическая работа детей содействует развитию их ума и