Фрагмент для ознакомления
2
Французский реализм 19 века
Французский реализм XIX века разворачивается в своем развитии в два этапа. Первый этап-становление и утверждение реализма как основного направления литературы (конец 20-х – 40-х годов) - представлен творчеством Бальзака, Беранже, Стендаля, Мериме. Второй (50-е и 70-е годы) связан с именем Флобера, наследника реализма типа Бальзака-Стендаля и предшественника «натуралистического реализма» школы Золя.
История реализма во Франции начинается с создания песен Беранже, что вполне естественно и естественно. Песня — это маленький и потому самый подвижный жанр литературы, мгновенно реагирующий на все чудесные явления современности. В процессе формирования реализма песня уступает первенство социальному роману. Именно этот жанр, в силу своей специфики, открывает писателю множество возможностей широко изобразить и глубоко проанализировать реальность, позволяя Бальзаку и Стендалю решить свою главную творческую задачу: запечатлеть в своих произведениях живой образ современной Франции в полном объеме, его полнота и историческая уникальность. Более скромное, но и весьма значительное место в общей иерархии реалистических жанров занимает рассказ, непревзойденным мастером которого в те годы считается Мериме.
Формирование реализма как метода происходит во второй половине 1920-х годов, то есть в период, когда романтика играет ведущую роль в литературном процессе. Рядом с ними Бальзак, Мериме, Стендаль начинают свое писательское путешествие в русло романтики. Все они близки к творческим объединениям романтиков и активно участвуют в их борьбе с классикой. Именно классицисты первых десятилетий XIX века, находившиеся под патронажем монархического правительства Бурбонов, были главными противниками зарождающегося в эти годы реалистического искусства. Почти одновременно изданный манифест французских романтиков-предисловие к драме «Кромвель» Гюго и эстетический трактат Стендаля «Расин и Шекспир» имеют критическое внимание, являясь двумя решительными ударами давно не устарелого чувства классических законов. искусство. В этих важных исторических и литературных документах Гюго и Стендаль, отвергая эстетику классицизма, выступают за расширение тем в искусстве, за отмену запрещенных сюжетов и тем, за образ жизни во всей ее полноте и противоречивости. В то же время для обоих Шекспир, великий мастер эпохи Возрождения, является высшим образцом для руководства в создании нового искусства. Наконец, у первых реалистов Франции и романтиков 1920-х годов распространена Общественно-политическая ориентация, проявляющаяся не только в противостоянии монархии Бурбонов, но и резко критикующая восприятие буржуазных отношений. перед их глазами.
После революции 1830-х годов, ставшей значительной вехой в истории Франции, путь реалистов и романтиков разойдется, что, в частности, отразится на их полемике в начале 30-х годов, романтика должна уступить литературному первенству процесс реализма как направления, более полно отвечающего требованиям современности. Однако после 1830 года вчерашние контакты союзников в борьбе с классикой продолжатся. Оставаясь верными основам своей эстетики, романтизм успешно овладеет опытом художественных открытий реалистов, поддерживая их практически во всех важнейших творческих начинаниях.
Реалисты второй половины XIX века будут упрекать своих предшественников за «остаточный романтизм», найденный в Мериме, как и в его экзотическом культе (так называемые экзотические романы, такие как «Матео Фальконе», «Коломбы» или «Кармен»). У Стендаля нет страсти к образу ярких и страстных персонажей («Пармская обитель», «итальянские хроники»), у Бальзака — стремление к авантюрным сюжетам («история тринадцати») и использование научно-фантастических философских приемов романов и Романа «Шагреневая кожа». Эти обвинения не лишены оснований. Дело в том, что между французским реализмом раннего периода — а это одна из его специфических черт — и романтизмом возникает сложное «побратимское» общение, проявляющееся, в частности, в череде приемов, характерных для романтического искусства, а также отдельных тем и мотивов. (тема утраченных иллюзий, мотив разочарования и т.
Следует отметить, что в то время не существовало разделения между терминами «романтизм» и «реализм». В первой половине девятнадцатого века реалистов почти всегда называли романтиками. Только в 1950-х годах - после смерти Стендаля и Бальзака-французские писатели Шанфлери и Дюранти предложили термин «реализм» в специальных заявлениях. Тем не менее, важно отметить, что теоретический метод мотивов, которые посвятили много работы, уже существенно отличается от метода Стендаля, Бальзака, Мериме, несет отпечаток своего исторического центра происхождения и диалектической связи с искусством романтики благодаря ему.