Фрагмент для ознакомления
2
Практикум
по дисциплине «Теория начального литературного образования»
I. Задания для самостоятельного выполнения:
Задания по теме «Специфика анализа лирического произведения»
1. Проанализируйте ритмы стихотворных сказок К. Чуковского. Составьте метрические схемы.
Сказки и стихи Чуковского составляют целый комический эпос, нередко называемый «крокодилиадой» (по имени любимого персонажа автора). Произведения эти связаны между собой постоянными героями, дополняющими друг друга сюжетами, общей географией. Перекликаются ритмы, интонации. Особенностью «крокодилиады» является «корнеева строфа» - размер, разработанный поэтом и ставший его визитной карточкой:
«Корнеева строфа» - это разностопный хорей, это точные парные рифмы, а последняя строчка не зарифмована, длиннее прочих, в ней и сосредоточен главный эмоциональный смысл. Впрочем, автор иногда переходил и к другим стихотворным размерам, резко меняя ритм и интонацию стихов.
Многие художественные приемы, найденные в «Крокодиле», были использованы в дальнейшем Чуковским и в других его сказках.
«Муха-Цокотуха», «Тараканище» и «Краденое солнце» образуют трилогию из жизни насекомых и зверей. Эти сказки имеют схожие конфликтные ситуации и расстановку героев, они и построены по единой схеме.
В трилогии сказок использована единая система художественно-речевых средств: повторы, параллелизмы, постоянные эпитеты, уменьшительно-ласкательные формы и т.п.
2. Приведите примеры разновидностей рифм из детской поэзии.
1. Перекрёстная рифма, где первая строчка рифмуется с третьей, а вторая - с четвёртой:
Идёт бычок, качается, (а)
Вздыхает на ходу: (б)
-Ой, доска кончается, (а)
Сейчас я упаду! (б)
2. Парная (смежная) рифма: первая строчка рифмуется со второй, а третья - с четвёртой:
Наша Таня громко плачет: (а)
Уронила в речку мячик. (а)
-Тише, Танечка, не плачь: (б)
Не утонет в речке мяч. (б)
3. Опоясывающая (охватная, кольцевая) рифма: первая строка рифмуется с четвёртой, а вторая - с третьей:
Попрыгунья Стрекоза (а)
Лето красное пропела, (б)
Оглянуться не успела, (б)
Как зима катит в глаза. (а)
3. Приведите примеры стихов, лирический сюжет которых строится на обыгрывании метафоры.
«Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!» «С добрым утром»,
С. А. Есенин «Улыбнулись сонные берёзки» — в основе этой метафоры олицетворение.
Задания по теме
«Выразительное чтение как вид художественной деятельности»
1. Расставьте в предложениях логические ударения, основываясь на законах речи.
Кирпичная плотина протекла.
Вода в водохранилище не держалась.
Реки норовили обежать его стороной.
Только Кешка не успел.
Зрители при драке очень переживают.
Разговоры тотчас смолкли.
На другой день в небе хозяйничало солнце.
Кешка подпрыгивал от восторга.
Прошёл месяц, два...
Ребята уже не заглядывали сюда.
2. Расставьте во фрагменте из рассказа К.Г. Паустовского «Кот-ворюга» логические ударения.
Мы пришли в отчаяние. \\ Мы не знали, ’ \\как поймать этого рыжего кота. \ Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, \что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.
Задания по теме «Средства выразительности устной речи»
1. Разбейте текст на синтагмы, расставляя логические паузы.
Тётя дяди Федора, или Побег из Простоквашино
На Простоквашино надвигалась осень.\\ Не очень быстро\, а так\ – миллиметр за миллиметром.\\ Каждый день становилось холоднее на четверть градуса.\\ Днём ещё было лето,\ солнце всё заливало золотом.\\ Но зато ночью никаких сомнений не оставалось\, что зима вот-вот на природу обрушится\\. Ночью даже снег выпадал.\\
Все были заняты делом.\\ Кот Матроскин за последними грибами ходил\ и капусту засаливал\\. Дядя Федор задачник для третьего класса осваивал\\. А пёс Шарик телёнка воспитывал\\. Он полугодовалого Гаврюшу на сторожевого быка дрессировал,\ полусторожевого-полуохотничьего. \\Увидит он зайца в поле\ и кричит Гаврюше\:
– Ку-си!\\