Фрагмент для ознакомления
2
Анализ эпического произведения
В. Драгунский «Тайное становится явным»
1. Краткий анализ:
а) тема - о чём произведение: «Тайное становится явным» — история из цикла Виктора Драгунского про Дениску. Мальчик слышит интересную фразу и спрашивает у матери об ее значении. Когда он получает объяснение, Денис еще и не подозревает, что завтра ему предстоит испытать на практике, что это такое.
Смысловая нагрузка произведения заключается в желательном избежание совершения неблаговидных поступков, последствия которых могут стать гораздо значительней, чем это представляется изначально.
б) проблема - вопрос по теме: выполнить не доставляющую удовольствие обязанность и получить желаемое и каким образом выполнить: сфальсифицировать выполнение или добросовестно выполнить?
в) идея - главная мысль произведения: через жизненный урок главного героя автор заставляет задуматься читательскую аудиторию о лжи, хитрости, являющихся негативными человеческими качествами. Хитростью и обманом не достичь желаемых целей, ложь всегда будет раскрыта.
Комментарий текста:
а) контекст – условия, в которых было создано произведение (биография писателя, исторические события?, культурная ситуация?.
б) текст
в) подтекст
Ви́ктор Ю́зефович Драгу́нский (годы жизни 01.12.1913 — 6.05.1972) — русский советский писатель, автор повестей и рассказов, из которых наибольшую популярность приобрёл цикл «Денискины рассказы», ставший классикой советской детской литературы. С 1959 года В.Ю. Драгунский пишет весёлые рассказы про мальчика Дениса Кораблёва и его друга Мишку Слонова под общим названием «Денискины рассказы». В это время в стране был так называемый «период оттепели» - это отрезок отечественной истории, который имеет тесную связь с персоной Никиты Сергеевича Хрущева, историки зачастую именуют «великим десятилетием». Происходящие в этот временной промежуток изменения затронули не только области политики и экономики, но и культуру, науку, образование, а также иные сферы духовной жизни социума. Самое значительное событие, радикально повлиявшее на сознание общества, была трансформация идеологии, которая была вызвана критикой сталинского правления. В годы «оттепели» было сформировано целое поколение интеллигенции Советского Союза, которое воспитали в стиле критики «деформаций социализма», которые непосредственно связаны с особой И.Сталина. Чуть позже, представителей данного слоя либеральной интеллигенции станут именовать «шестидесятниками». В отрасли культуры четко обрисовались свойственные тому времени черты противоречия, когда послаблениям в идеологии пришли на смену грубое администрирование, когда руководители партийного аппарата нагло и напрямую вмешивались в ход художественного творчества и научные поиски, по-старому думая, что культуре и науке следует обслуживать лишь интересы политики, учитывая задачи пропаганды коммунизма. Поэтому и литература того периода подвергалась строгой цензуре.