Фрагмент для ознакомления
2
1 Игры – эстафеты. Виды. Методика проведения
Эстафета — игра, каждый участник которой выполняет последовательно одно за другим различные движения, передавая другому участнику своей команды предмет (палочку, мяч, обруч), и старается сделать это быстрее участников других соревнующихся команд. Игры-эстафеты направлены на развитие физических качеств человека.
Скорость (быстрота) – способность человека совершать двигательное действие с определенной частотой и импульсивностью в минимальный для данных условий отрезок времени. Основные критерии скорости, проявляемые в игровых видах спорта – это точность, эффективность, рациональность, находчивость, адекватность, своевременность, целесообразность, инициативность, экономичность, стабильность.
Выносливость – важнейшее физическое качество, отражающее общий уровень работоспособности человека, способность организма противостоять утомлению. Основные критерии выносливости, проявляемые в игровых видах спорта – это выносливость, работоспособность, концентрированность, скорость, точность, эффективность, рациональность, находчивость, адекватность, своевременность, целесообразность, инициативность, экономичность, стабильность, устойчивость .
Ловкость - сложное, комплексное двигательное качество, основу которого составляют координационные способности – способности изменять направление движения без ущерба для равновесия, координации движений, силовых и скоростных качеств и контролирования тела. Основные критерии ловкости как физического качества, особенно важны в игровых видах спорта – это эффективность, точность, экономичность, скорость, правильность, рациональность, находчивость, адекватность, своевременность, целесообразность, инициативность, стабильность.
Гибкость характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Проявление гибкости зависит от ряда факторов. Основные критерии гибкости, проявляемые в игровых видах спорта – это пластичность, амплитудность движений, устойчивость, точность, эффективность, рациональность, адекватность, своевременность, целесообразность, экономичность, стабильность. Выделяют следующие виды эстафет: линейные (соревнующиеся стоят в параллельных колоннах); встречные (команда делится пополам и ее половины располагаются колоннами друг против друга); круговые (команды располагаются по кругу).
Правила игр-эстафет: игру всегда заканчивает тот, кто ее начинал; не обязательно побеждает команда, которая первой закончила эстафету; при определении победителя применяют объективную и несложную очковую систему; за неточности, нарушения правил засчитываются штрафные очки .
Методика проведения игр-эстафет предполагает следующее: движения, включенные в игру-эстафету, должны быть знакомы детям; детям предлагается выполнить задание без ограничения срока; состав команд тщательно подбирается; всего команд должно быть 3—4, в каждой команде не более 4—5 детей, примерно равных по силам; заранее выбирают капитанов, остальные участники игры объединяются в пары или тройки. Капитаны по очереди выбирают играющих по названиям команд («Мяч — обруч»; «Яблоко — груша — вишня»); команды выстраиваются в параллельные колонны перед стартовой линией на расстоянии 1,5—2 м одна от другой. От этой линии в 10—12 м проводится вторая линия; руководителю эстафет необходимы помощники, которые наблюдают за выполнением правил, замечают ошибки, ведут подсчет очков, поправляют при необходимости нарушенные препятствия.
2 Методика обучения дошкольников строевым упражнениям
При обучении дошкольников строевым упражнениям используются команды и распоряжения.
Команда - краткое, четкое указание, сигнал к выполнению или прекращению действия.
Цель команды - обеспечить одновременное начало и окончание, темп выполнения движения.
Команда состоит из двух частей - предварительной и исполнительной. В первой части команды указывается, что и как надо делать; она произносится медленно. Во второй части команды говорится о начале действия; она произносится быстро, отрывисто. Например: «Нале-во!», «Начи-най!». Команды вводятся постепенно, начиная со средней группы, при этом воспитатель должен стоять в положении «смирно» .
Выполнение команд - не самоцель, а средство организации. Поэтому следует применять самые доступные детям команды: «В колонну (шеренгу) - становись!», «На месте шагом марш» и др.
Эффективным средством корректировки строя являются распоряжения («Подравняйтесь!», «Проверьте расстояние на глаз, руки не поднимайте!»).
Распоряжение — указание, также связанное с выполнением упражнений или других действий, но имеющее определенную форму подачи. Распоряжения произносятся кратко, четко и спокойно.
3 Меры по предупреждению травм на физкультурных занятиях и приемы страховки
Травмой называется воздействие разного рода факторов внешней чреды на человеческий организм, которое инициирует нарушение структуры, анатомической целостности тканей и функций физиологии организма.
Есть изолированные травмы, когда мы говорим о повреждении органа в единственном числе или в пределах одного сегмента опорно-двигательного аппарата (разрыв печени, перелом бедра).
Есть множественные травмы, когда есть несколько одинаковых повреждений конечностей, туловища, головы.
Есть сочетанные травмы, когда есть повреждение опорно-двигательного аппарата и одного или нескольких внутренних органов.
Есть комбинированные травмы, которые формируются от механических или термических, химических факторов и пр. (перелом костей с ожогом, например).
Травматизмом называется совокупность травм, которые при конкретных условиях повторяются у одинаковых групп за конкретный временной промежуток. Есть травматизм производственный (травмы, которые человек получил на производстве/сельском хозяйстве/строительстве/получил по пути на работу или с нее), бытовой, спортивный и пр.,
Все травматические повреждения организма, в зависимости от того, нарушается при этом целостность наружных покровов (кожи, слизистой оболочки) или нет, делятся на две большие группы – открытые (раны, ранения) и закрытые.
Раной называется такое повреждение ткани организма, при котором обязательным является нарушение целостности наружных покровов тела (кожи, слизистой оболочки) на всю их глубину.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры, которые лечат. Творческий центр СФЕРА, Москва, 2020
2) Былеева Л.В. Подвижные игры: учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн. / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, В. Г. Яковлев. - М.: Физкультура и спорт, 2019. - 208 с.
3) Гутникова Л. А., Креативный педагогический подход к использованию нестандартного оборудования в подвижных играх // Дошкольная педагогика. — 2018. — № 4. — С. 31-35
4) Зерщикова, И. В. Особенности воспитания детей раннего возраста / И. В. Зерщикова, Г. В. Соколова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1196/ (дата обращения: 13.03.2022).
5) Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2020.
6) Голубев В.В. и др. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М.: «Академия», 2020. – 200 с.
7) Глебов В., Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 11. — С. 116-120
8) Кожухова Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Кожухова Н.Н., Л.А. Рыжкова, М.Н. Борисова; под ред. С.А. Козловой.- М.: издательский цинтр «Академия» 2008-352 с.
9) Миронова З. С. Профилактика травм в спорте и доврачебная помощь. — М.: Физкультура и спорт, 1962. — 46 с.
10) Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 2020.
11) Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.: Владос, 2020.
12) Сидоров Д. Г. Развитие физических качеств в игровых видах спорта: учеб. пособие /Д. Г. Сидоров, А. С. Большев, В. М. Щукин, А. В. Погодин, С. А. Овчинников, Ю. Р. Силкин; Нижегор. гос. архитектур. - строит. ун - т: – Н. Новгород: ННГАСУ, 2019.
13) Теоретические методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ [ С.О. Филипова, О.А. Каминский, Г.Г. Лукина и др.]; под ред.С.О. Филиповой. – 7-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2015 -320с.
14) Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2019. - 480 с.