Фрагмент для ознакомления
2
Пояснительная записка
Вид программы: модифицированная.
Направление программы: общекультурное.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения, быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности оригами, или конструирование из бумаги, занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в нем находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира.
Этот вид творчества приносит огромную пользу для развития младших школьников. Во время занятий с бумагой тренируется терпение, усидчивость, сообразительность, воображение. Ребенок учится действовать по схеме и одновременно тренирует координацию пальцев, развивается мелкая моторика рук, а вместе с ней происходит и развитие речи. Запоминая, как именно нужно сложить лист бумаги, младшие школьники тренируют пространственное мышление, память. Специалисты отмечают, что знакомство младших школьников с геометрическими фигурами в детстве помогает в последующем школьном обучении лучше освоить математические науки и черчение. Коллективное занятие оригами развивает социально-коммуникативные навыки, учит детей согласовывать свои действия, договариваться, справедливо разрешать спорные вопросы, добиваться общих результатов.
Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Создание композиций способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства, окружающего мира. У детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, осваивают законы перспективы. Программа включает в себя создание игровых ситуаций, которые расширяют коммуникативные способности детей.
Актуальность программы продиктована опытом работы в начальных классах, где особенно важно у детей развитие мелкой моторики, глазомера, концентрации внимания, умение следовать устным инструкциям, что и предполагает обучение по данной программе. Программа дает ребёнку возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превращать его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постигать структуру, свойства, наслаждаться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций, таким образом, активизируя воображение, фантазию и развивая художественный вкус.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она способствует реализации знаний, полученных детьми в школе, способствует раннему самоопределению, творческой реализации, даёт возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи.
Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Содержание программы
Вводное занятие «Путешествие в страну оригами»
Теория: Знакомство с оригами. Беседа по охране труда. Термины, принятые в оригами.
Практика: Просмотр фильма об оригами. Обсуждение.
Входной контроль.
Теоретическая часть: Опрос по истории оригами.
Практическая часть: Изготовление изделия по собственному замыслу.
Раздел 1. Квадрат – основная форма оригами
Тема 1.1. Знакомство с понятием «базовые формы»
Теория: Базовые формы – основа любого изделия. Знакомство с основными базовыми формами, условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.
Практика: Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Упражнения в получении квадрата из произвольного листа бумаги.
Тема 1.2. Изготовление моделей по плану (схеме) – «Рыбка».
Теория: Повторение условных знаков, принятых в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Беседа о рыбах.
Практика: Изготовление модели «Рыбка».
Тема 1.3. Артисты пальчикового театра
Теория: Изучение инструкционной карты, демонстрирующей процесс складывания.
Практика: Работа в малых группах. Изготовление артистов пальчикового театра.
Тема 1.4. Итоговое занятие по разделу
Фрагмент для ознакомления
3
Абашева, Д. Г. Оригами как средство развития ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста / Д. Г. Абашева // Проблемы школьного и дошкольного образования. Материалы III регионального научно-практического семинара «Достижения науки и практики -в деятельность образовательных учреждений». – 2017. – С. 54-57.
Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 2017. – 206 с.
Бережная, С.Н. Оригами как средство познавательного и личностного развития ребёнка // Научно-методическая работа в образовательной организации. – 2018. – № 1 (2). – С. 25-28.
Выгонов, В. В. Технология Оригами, 1-4 класс / В. В. Выгонов. – М.: Экзамен, 2017. – 96 с.
Захарьева, Е. А. Педагогические условия развития творчества детей дошкольного возраста на занятиях по конструированию из бумаги в технике оригами / Е. А. Захарьева // Инновационные исследования: теоретические основы и практическое применение. сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2020. – С. 118-120.
Колякина, В. И. Методика организации уроков коллективного творчества / В. И. Колякина. - М.: Владос, 2002. – 172 с.
Опаричева, С. В. Оригами – для чего... чему... и как учить? / С. В. Опаричева // Научно-практический журнал школьного технолога (завуча). – 2016. – № 2. – С. 152-158.
Сержантова, Т. Б. Оригами: базовые формы / Т. Б. Сержантова. − 4-е изд. − М.: Айрис-Пресс, 2019. − 159 с.
Соколова, Г. А. Оригами как средство развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста / Г. А. Соколова. Автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Барнаул. гос. пед. ун-т. - Новосибирск, 2005. - 21 с.
Чандра, М. Ю. Поделки из бумаги в технике оригами // В книге: Тебе, вожатый! Сборник методических материалов / М. Ю. Чандра. – Волгоград, 2015. – С. 87-90.
Литература для детей
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – Москва: Просвещение, 1992
Долженко Г.И. 100 оригами. – Ярославль: Академия развития, 1999.
Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. - Санкт-Петербург: Дельта», 1996
Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами / Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2016