Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1.1
Проанализируйте все представленные в теме материалы и подготовьте эссе-размышление о трудностях развития современных детей и проблемах современного образования. Объем эссе - 3-5 страниц.
В современном образовании проблема школьной неуспеваемости сохраняет сdою остроту, а преодоление неуспеваемости является важнейшей задачей педагогов. Это важно, т.к. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества, что крайне нежелательно и опасно с моральной, социальной и экономической точек зрения.
Неуспеваемость как дидактическое понятие впервые в педагогике была описана автором В.С. Цетлин, которая под указанным термином подразумевает несоответствующую подготовку обучающихся, требованиям образования, фиксируемое по истечению значительного отрезка процесса обучения.
В качестве показателей неуспеваемости выступают следующие недостатки в овладении содержанием обучения:
1) учащийся не владеет минимально необходимыми операциями познавательной деятельности, комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков (не сформированы навыки обучения.);
2) не стремится получать новые знания теоретического характера;
3) избегает трудностей познавательной и творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними;
4) не стремится к оценке своих достижений;
5) не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки;
6) не усвоил понятий в системе.
В научной литературе существуют различные классификации видов академической неуспеваемости. Так, А.М. Гельмонт выделяет:
общее глубокое отставание по многим или по всем предметам на протяжении большого отрезка времени;
частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по одному-трем наиболее сложным предметам;
эпизодическая неуспеваемость то по одному, то по другому учебному предмету. Такая неуспеваемость относительно просто преодолевается.
В основу типологий неуспевающих школьников многие ученые и педагоги кладут трудности развития современных детей, обусловливающие причины неуспешного обучения. Так, исследователь П.П. Блонский составил общую типологию школьников в зависимости от отношения детей к учебному труду, выделив отдельно такие типы неуспевающих. К первому типу неуспевающих школьников он отнес так называемого «плохого работника». Его основные черты: пассивная работа, постоянная нужда в стимулах для перехода к очередным видам работы; учащийся воспринимает задания невнимательно, не понимает их содержание, при этом и разъяснений у учителя не просит; работает пассивно и постоянно нуждается в стимулировании; не подмечает своих неудач и трудностей; либо изначально работает очень вяло,
Задание 2.2
Прочитайте статью о школьной дезадаптации. Продумайте, как можно создать графическую схему, отражающую взгляды психологов на типологию дезадаптации школьников. Подготовьте такую схему и пришлите для проверки.
Задание 2.4
Прочитайте еще одну статью о школьной дезадаптации. Выпишите термины, описывающие проблему дезадаптированности детей. Подготовьте 10 тестовых вопросов-заданий по содержанию статьи. В тесте должны быть сформулированы вопросы, даны по 4 варианта ответов на каждый, выделены правильные ответы.
Термины:
Задание 2.5
Познакомьтесь с материалом по вопросам профилактики школьной дезадаптации, прочитайте статью ниже задания.
Выпишите новые термины.
Задание 3.1
Внимательно изучите содержание файлов. Выберите одну из проблем неуспевающего школьника в каждой из трех категорий и составьте алгоритмы действий (последовательности шагов) педагога по работе с этими проблемами:
- мотивационные трудности,
- пробелы в функционировании психических процессов,
- поведенческие реакции, затрудняющие учение.
Задание 4.1
Изучите материалы модуля, характеризующие различные категории проблемных детей. Выберите одну из категорий проблемности и составьте алгоритм работы педагога с детьми данной категории.
Задание 5.1
Познакомьтесь с текстом вики-книги:
"Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития" (автор -Костенкова Юлия Александровна) https://educ.wikireading.ru/6012
Задание 5.2
Познакомьтесь с мнением известного психолога Людмилы Аполлоновны Ясюковой относительно обучения с школьной среде. Подготовьте краткое эссе с вашими размышлениями по поставленным Л.А.Ясюковой проблемам.
Задание 5.5
Познакомьтесь с научно-популярными статьями известных психологов по вопросам школьного обучения и родительского поведения.
На основе информации файлов, расположенных ниже, составьте сценарий проведения просветительского родительского собрания "Психолог рассказывает о том, как дети могут учиться и что нужно делать родителям".
Задание 5.6
Посмотрите видеозапись вебинара "Всестороннее развитие подростков: как заинтересовать обучением" (см. ниже).
Составьте общий план содержания вебинара, обозначьте типы предлагаемых упражнений, отправьте файл.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Антипова И.В. Неуспеваемость младших школьников как психолого-педагогическая проблема / И.В.Антипова, Л.Ф. Алимская //Инновационные стратегии развития педагогического образования: сб. науч. трудов ХШ междунар. очно-заочной науч.-метод. конф.: в 2 ч. - 2017. - С. 12-14.
2. Артищева Е.А. Отставание, неуспеваемость и коррекция знаний как общая проблема педагогики и педагогических измерений // Педагогические измерения. – 2015. – №6. – С. 54-69.
3. Гафарова Р.И. Причины неуспеваемости младших школьников и способы решения этой проблемы / Р.И. Гафарова, Е.В. Головнева // Научный альманах. - 2017. - № 2-2 (28). - С. 77-80.
4. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/7/0081/ (дата обращения: 20.01.2021).
5. Мурачковский Н. И. Как предупредить неуспеваемость. – М.: Народная асвета, 2017. – 80 с.