Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В Российской Федерации, традиционно имеющей централизованную и иерархичную структуру публичной власти, идея самостоятельности местного самоуправления пробивает дорогу с большим трудом, причем конституционные поправки о наличии единой системы государственной и муниципальной власти воспринимаются правовой системой как фактор, направленный на повышение единства и управляемости территориями. Надо подчеркнуть, что в случае, когда компетенция государственных и муниципальных органов разграничена, добиться самостоятельности местного самоуправления легче, чем в условиях конкурирующей компетенции. Данная проблематика не просто актуализируется, но существенным образом обостряется в условиях, когда законодатель закрепил конституционный принцип единства системы публичной власти.
Объектом работы выступают отношения, которые складываются в функционировании системы органов местного самоуправления в Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с системой органов местного самоуправления.
Цель работы состоит в том, чтобы на базе теоретических представлений, действующего законодательства и сложившейся правоприменительной практики рассмотреть особенности системы органов местного самоуправления.
Для достижения обозначенной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие системы органов местного самоуправления;
- выделить место системы органов местного самоуправления в системе публичной власти;
- обозначить проблемы организации и деятельности органов местного самоуправления.
Структура работы включает введение, основную часть, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие системы органов местного самоуправления
«Система (от systema - целое, составленное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей» (совокупность органов в их системном единстве). При изменении элементарного состава функционал системы, ее сущность меняются, и цели уже не могут быть достигнуты. Так, например, если представить, что элементарной системой являются ножницы с основной функцией резки материалов, состоящие из ручек, полотен с лезвиями и крепежного болта, то при удалении одного из элементов этой системы (например, крепежного болта) они перестанут выполнять необходимые задачи.
Определение системы федеральных государственных органов, закрепленное в ст. 71 Конституции РФ , дано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 года № 2-П . В нем «под системой федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти следует понимать единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения полномочий при осуществлении законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих властей, систему взаимных сдержек и противовесов».
Соответственно, под системой органов местного самоуправления, которые сформированы исходя из принципа разделения труда, можно понимать взаимосвязь разных по своему функциональному предназначению органов, имеющих собственную компетенцию и являющихся элементами системы сдержек и противовесов при осуществлении местного самоуправления. К ним относятся: представительный орган, местная администрация и глава муниципального образования .
Изначально к термину системы органов был именно такой подход, который по каким-то причинам изменился со временем.
В течение продолжительного периода «данное понятие правильно использовалось для определения внутреннего строения какого-либо органа, а также при определении общего штатного расписания органа, при его наименовании, установлении его структурных подразделений, определении заработной платы сотрудников» .
В дальнейшем попытки дать четкое определение системы предпринимались неоднократно. Так, Н.С. Бондарь проанализировал терминологию и обоснованно связал воедино положения ч. 1 ст. 131 с положениями п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. Он отметил, что ошибочно усматривать в формулировке п. «н» ч. 1 ст. 72 указание на некую органов местного самоуправления, предопределяемую законом. На наш взгляд такой подход не вполне обоснован. Конечно, в п. «н» ч. 1 ст. 72 не говорится ни о какой системе органов местного самоуправления дословно, но это вытекает из логики данной нормы. Вместе с тем в статье закреплено понятие «система» применительно к органам государственной власти субъектов РФ, что означает наличие самостоятельного конституционного термина «система органов». Статья 12 Конституции РФ тоже оперирует этим понятием в норме о невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. Статья 71 Конституции РФ также закрепляет дефиницию системы федеральных органов государственной власти. Таким образом, применительно к органам государственной власти Конституция использует понятие «система органов», а по отношению к органам местного самоуправления почему-то, по мнению ученых, применяется только термин «структура органов». На наш взгляд, это ошибочное мнение.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Электронный ресурс: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 26.03.2022.
2. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985): ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ // Бюллетень международных договоров. 1998. № 11.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 06.10.2003. - № 40. - Ст. 3822.
4. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. - 14.02.2011. - № 7. - Ст. 900.
5. Федеральный закон от 1 мая 2019 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. -2019. - 8 мая.
6. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Российская газета. - 2020. - 16 марта.
7. Законопроект № 885214-7 Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» // Электронный ресурс: URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/885214-7, дата обращения 26.03.2022.
Научная и учебная литература
8. Авакьян С.А. Проблемы прямого действия и применения Конституции Российской Федерации 1993 года // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 12. С. 18 - 26.
9. Алексеева Л.А. Взаимодействие органов внутренних дел с органами местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2019. № 1. С. 21.
10. Баранов П.П. Публичная власть и ее конституционная легитимность в современной России: доктрина и практика // Администратор суда. 2017. № 4. С. 3.
11. Климовский Р.В. Подходы к определению понятия «система налогового права» и их практический аспект // Адвокат. 2009. № 4. С. 33.
12. Кокотов А.Н. О системе и структуре органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 3. С. 4.
13. Колесников А.В. Современное толкование терминов «система» и «структура» органов местного самоуправления // Административное право и процесс. 2020. № 3. С. 13 - 16.
14. Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций. Саратов: СГАП, 2001. С. 91.
15. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. М.: Проспект, 2015. Т. 2. С. 166.
16. Корнакова С.В., Чигрина Е.В. Правовая культура личности как условие эффективной реализации ее прав и свобод // 20 лет Конституции России: актуальные проблемы развития правового государства: сб. науч. тр. / редкол: В.Н. Андриянов, Н.В. Кешикова, В.П. Моисеев [и др.]. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014. С. 100.
17. Костюков А.Н. Народовластие как конституционная ценность // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 6. С. 3 - 8
18. Лютцер В.Л. Дефекты законодательства о местном самоуправлении и возникающие отсюда сложности правоприменения // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 11. С. 48 - 56.
19. Мадьярова А.В. Об общих началах определения перечня государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 2. С. 28.
20. Манохин В.М. Правотворческая деятельность в субъектах Российской Федерации: Вопросы методики. Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2000. С. 32.
21. Организация деятельности территориального органа внутренних дел (на примере Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области): учебное пособие / авт.-сост. Е.Е. Новичкова, Н.Э. Егорова, Н.Н. Таскаев. Иркутск: ФГКОУ ВПО «ВСИ МВД России», 2013. С. 8.
22. Приходько Т.В., Федорова О.В. Местное самоуправление в контексте поправок в Конституцию Российской Федерации 2020 года // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2021. № 1. С. 16 - 19.
23. Пронина В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти // Журнал российского права. 1998. № 2. С. 32.
24. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1981. С. 1225.
25. Тимофеев Н.С. Соборность и общинность в развитии местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 8. С. 59 - 65.
26. Толковый словарь Ожегова // URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=28751, дата обращения 26.03.2022.
27. Черкасов А.И. Демократия и эффективность в системе местного управления зарубежных стран // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 7. С. 69 - 75.
28. Чуксина В.В., Хренников В.Д. Социальная защищенность как конституционно-правовая категория // MODERN SCIENCE. 2020. № 1 - 2. С. 192.
Судебная практика
29. Заключение Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. № 1-З «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации» // Российская газета. - 2020. - 17 марта.
30. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 08.02.1999. - № 6. - Ст. 866.