Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящий момент известно несколько подходов и методов, реали-зуемых в их составе, которые позволяют провести оценку стоимости биз-неса компании. К ним относятся:
- затратный подход (income approach);
- сравнительный (market approach);
- доходный подход (income approach).
При оценке стоимости бизнеса оценщик выбирает удобный для него подход в зависимости от специфики предприятия и цели оценки стоимости предприятия. Каждый подход в своей сущности имеет свои преимущества и недостатки.
1 Условия применения затратного подхода
Затратный подход, который чаще называют имущественным, состоит в том, что стоимость бизнеса соответствует затратам, которые понес вла-делец. Все расходы материализуются в собственности бизнеса. Но компа-ния может финансироваться и за счет заемного капитала. Следовательно, определить стоимость собственного капитала, значит рассчитать рыноч-ную стоимость всех активов предприятия, которая затем уменьшается на величину заемного капитала. Основной формулой в затратном подходе является [13, c.21]:
Собственный капитал = Активы – Обязательства (1).
Данный подход представлен двумя методами:
- метод стоимости чистых активов;
- метод ликвидационной стоимости.
Метод капитализации чистого дохода (валовой прибыли) заключает-ся в расчете текущей стоимости будущих доходов, полученных от нашего предприятия с помощью коэффициента капитализации (формула 2) [11, c.27]:
Доход предприятия
Стоимость = ——————————————
Коэффициент капитализа-ции (2)
В качестве капитализируемой величины выбирается валовая при-быль.
На практике подходы к оценке стоимости бизнеса не являются изо-лированными друг от друга, для получения более точного результата необходимо использовать их в совокупности.
При затратном (имущественном) подходе к оценке бизнеса оценщик рассматривает стоимость предприятия с учетом понесенных издержек. Остаточная балансовая стоимость активов предприятия, как бы велика она ни была, не имеет никакого отношения к делу. Ведь остаточная балансовая стоимость активов предприятия зависит от следующих факторов, обоб-щенных на рисунке 1. [4, c.77]
Затратный подход к оценке бизнеса реализуется преимущественно методом накопления активов (метод чистых активов).
1.Метод чистых активов [24, c.56]. Его задача – определить величину собственного капитала путем вычитания из текущей стоимости всех акти-вов текущей стоимости всех обязательств. Подразумевается, что в сово-купности бизнес не может стоить дешевле, чем стоят по-отдельности зара-ботанные им активы, и что осведомленный инвестор не заплатит за бизнес больше, чем нужно будет потратить на создание такого же бизнеса «с ну-ля».
2 Применение сравнительного подхода
На практике выделяют три метода сравнительного подхода в оценке бизнеса, основанных на [6, c.29]:
- рынке капитала;
- сделках;
- отраслевых коэффициентах.
1.Метод на основе рынка капитала [11, c.52].
Для его реализации используют действительные цены, которые были выплачены на фондовых биржах за схожие компании. Именно эти данные служат ориентиром для установления реальной стоимости анализируемой компании. Плюс данного метода в том, что он базируется на фактических данных, а не на прогнозах, которые отличаются недостоверностью. Един-ственным условием его применения является детальная информация, ры-ночная и финансовая, касающаяся группы сходных компаний. Оценка сто-имости с помощью данного метода производится на уровне неконтрольно-го пакета акций предприятия.
При использовании метода компании-аналога оценка стоимости го-тового бизнеса проводится на основании информации о стоимости пред-приятий-аналогов, акции которых котируются на рынке. Прежде чем при-ступить к подбору компаний-аналогов, необходимо проанализировать специфику работы и рынок, занимаемый оцениваемой компанией.
Предприятия-аналоги должны относиться к той же отрасли, что и оцениваемая компания, а также быть сходны по следующим основным фи-нансовым и производственным характеристикам: размер компании (вы-ручка, численность, стоимость активов и т. д.); ассортимент; товарная и территориальная диверсификация; технологическая и техническая осна-щенность; риски, связанные с работой; сопоставимость предполагаемой сделки (форма сделки, условия финансирования, условия оплаты и т. д.). Компании-аналоги, отобранные для проведения оценки стоимости компа-нии сравнительным методом, должны не только осуществлять один вид деятельности с оцениваемой компанией, но и должны были быть проданы не так давно по отношению к сроку продажи компании. При этом компа-нии-аналоги не должны быть вовлечены в процесс поглощения, поскольку это искажает их реальную цену.
2.Метод на основе сделок [12, c.41]. Представляет собой частный случай предыдущего метода. В его основу положен анализ продаж кон-трольных пакетов ценных бумаг предприятия (или компании) в целом в результате слияния или поглощения. Использовать данный принцип мож-но, покупая контрольный пакет открытой компании, или для анализа за-крытых фирм в этом же рыночном сегменте. Данный метод включает в се-бя анализ мультипликаторов.
3 Методология доходного подхода
Для определения стоимости большинства компаний как нельзя лучше подходит доходный метод. Однако, определяя стоимость предприятия на основе будущих доходов, важно учесть некоторые нюансы. В частности, определить срок составления прогноза движения денежных средств, вы-брать метод расчета денежного потока и определить терминальную стои-мость компании.
Суть доходного подхода в том, что стоимость предприятия опреде-ляется на основе будущих доходов, которые оно может принести своему владельцу. Что касается конкретных расчетов, есть два основных метода, оперирующих сведениями о предстоящих доходах бизнеса:
- дисконтирование
- капитализация денежных потоков.
Остановимся подробнее на дисконтировании, оно чаще применяется на практике для оценки действующего предприятия.
1.Определение срока прогнозирования.
2.Подготовка плана денежных потоков. Есть два способа расчета де-нежных потоков – прямой и косвенный.
При использовании прямого способа для построения прогноза ана-лизируются валовые денежные потоки по их основным видам на основа-нии данных бухгалтерского учета. Обороты по соответствующим счетам (реализация, расчеты с поставщиками, краткосрочные кредиты и т. д.) корректируются на изменение остатков запасов, дебиторской и кредитор-ской задолженности, чтобы в итоге получить только те операции, которые оплачены живыми деньгами. Метод точный, но невероятно трудоемкий и недостаточно информативный – не позволяет проследить трансформацию чистой прибыли в денежный поток. Поэтому косвенный метод расчета де-нежного потока предпочтительнее.
3. Классификация денежных потоков. Самое простое – деление пото-ков по видам деятельности: операционная, инвестиционная и финансовая.
Заключение
Для оценки бизнеса применяется множество методов, но наиболее эффективным для российским предприятий, оказывающих услуги, вступа-ет затратный подход, так как он позволяет оценить с высокой достоверно-стью стоимость предприятия и его имущественного комплекса.
Сравнительный подход к оценке стоимости готового бизнеса — это совокупность методов, основанных на сравнении оцениваемой компании с предприятиями-аналогами, о финансовых условиях продажи которых имеется информация. Сравнительный подход к оценке бизнеса является наиболее реальным и способен охарактеризовать стоимость бизнеса в сравнении с аналогичными игроками.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» /КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.04.2022).
2. Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)» /КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.04.2022).
3. Абрютина М.С. Современные подходы к оценке финансовой устойчивости и платежеспособности компании. /М.С. Абрютина// Финансовый менеджмент. - 2020. - №7. - С. 14-17.
4. Батуев М.В. Анализ финансового состояния /М.В. Батуев//Аудит и финансовый анализ. – 2021. - № 2. – С. 6-8.
5. Васильчук, О.И. Бухгалтерский учет и анализ: Учебное пособие / О.И. Васильчук, Д.Л. Савенков; Под ред. Л.И. Ерохина. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 496 c.
6. Грищенко, Ю.И. Анализ финансовой отчетности / Ю.И. Грищенко // Справочник экономиста. – 2018. – №2. – С. 26–35.
7. Глазунов, М.И. Оценка финансовой устойчивости коммерческой организации на основе данных бухгалтерского баланса / М.И. Глазунов // Экономический анализ: теория и практика. – 2017. – №21. – С. 58–65.
8. Жигалова В. Н. Оценка стоимости бизнеса : учебное пособие / В. Н. Жигалова. — Томск : Эль Контент, 2020. — 216 с.
9. Корниенко Б.И. Оценка стоимости предприятия с использованием затратного и сравнительного подходов// Концепт. 2019. № 8. С. 1-7. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 11.04.2022).
10. Кидяева О.В. Унифицкация методик финансового анализа при оценке стоимости предприятия (бизнеса). // Научное сообщество студентов: сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13(24). С.22-28.
11. Косолапова, М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / М.В. Косолапова, В.А. Свободин. - М.: Дашков и К, 2021. - 248 c.
12. Козырь А.В., Козлова Т.С. Доходный подход в оценке стоимости бизнеса. // Научное сообщество студентов XXI столетия.: сб. ст. по мат. LXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(64). С.13-18.
13. Кравченко, Л.М. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебно-практическое пособие/Л.М.Кравченко// – Мн.: Финансы, учет, аудит, 2019. – 203с.
14. Лысенко, Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Д.В. Лысенко. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 320 c.
15. Лытнева, Н.А. Бухгалтерский учет: Учебник / Н.А. Лытнева, Л.И. Малявкина, Т.В. Федорова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 512 c.
16. Мельникова, Л.А. Бухгалтерский учет: Учебник для бакалавров / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров, Л.А. Мельникова; Под ред. Ю.А. Бабаев. - М.: Проспект, 2021. - 432 c.
17. Михайленко С.Д., Шамкина Е.В. Сравнение рыночной и инвестиционной стоимости // Научное сообщество студентов XXI столетия.: сб. ст. по мат. LXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(72). С.44-49.
18. Павленко Н.А. Влияние денежных потоков на стоимость предприятия // Теория и практика современной науки. – 2021.– №5(11). – С.753-756
19. Паклюсева Д.В., Рафиков Р.И. Обоснование возможности применения метода капитализации при оценке рыночной стоимости предприятия. // Экономика и социум. 2022. № 4 (35). – С. 1052-1055
20. Потапейко Д.А. Основные понятия и определения в применении доходного подхода к оценке стоимости предприятия (бизнеса) // В сборнике: Инновационные технологии в экономике как фактор развития современного общества. – 2018. – С. 99-102
21. Стрижова С.В. К вопросу об оценке стоимости компании // Мир науки и образования. 2020. № 4. С. 1-7. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 11.04.2022).
22. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник/Г.В.Савицкая// – М.: ИНФРА – М, 2019. – 425с.
23. Толпегина О.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для бакалавров / О.А. Толпегина, Н.А. Толпегина. - М.: Юрайт, 2020. - 672 c.
24. Ходыревская В. Н., Меньшикова М. А.. Методологические подходы к оценке стоимости бизнеса // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. — 2020. — № 8. — С. 22–26.
25. Филь Е.А., Гордеева Е.В. Оценка стоимости бизнеса // Научное сообщество студентов XXI столетия. сб. ст. по мат. LXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(65). С.27-31.
26. Халидова М.А. Необходимость оценки стоимости предприятия в современном бизнесе // Научное сообщество студентов XXI столетия.: сб. ст. по мат. LIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(54).с.43-46
27. Чакалян К. Г. Оценка бизнеса: сущность основных подходов, их преимущества и недостатки // Молодой ученый. — 2020. — №28. — С. 590-592.
28. Щербаков В. А., Щербакова Н. А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). — 4-е изд., перераб. и доп.. — М.: Издательство Омега-Л, 2019. — 315 с.
29. Колмаков В.В. Совершенствование подходов и методик анализа финансового состояния предприятия / Вестник НГИЭИ, № 5 (48) 2020 г. Режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-podhodov-i-metodik-analiza-finansovogo-sostoyaniya-predpriyatiya