Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Рефлексия как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний” выступает в психологии особым предметом научного изучения. А. Буземан первым из психологов предложил выделить исследования по рефлексии и самосознанию в отдельную сферу и назвать ее психологией рефлексии. По оценке Л. С. Выготского, А. Буземан трактует рефлексию как “всякое перенесение переживания из внешнего мира на самого себя” [2, с. 228].
Исследование проблем рефлексии в возрастной психологии связывают с именем Ж. Пиаже, последние работы которого посвящены изучению развития рефлексивного мышления ребенка, в частности его способности к рефлексивной абстракции. Ж. Пиаже рассматривал рефлексивное мышление как процесс, осуществляемый на основе знания субъектом логических законов связи объекта с направленным на него действием и на основе осознания необходимости такой связи. Осознание представляет собой процесс концептуализации, то есть реконструкции схемы действия, превращения ее в понятие. Аналогично периодизации развития интеллекта ребенка, Ж. Пиаже рассматривал периодизацию онтогенеза рефлексивного мышления. По его мнению, логическая связь объекта и действия становится вполне рефлексированной лишь на стадии формальных операций.
В российской психологической науке понятие рефлексии на теоретическом уровне анализировалось в работах Б. Г. Ананьева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна как один из объясняющих принципов организации и развития психики человека, прежде всего его высшей формы – самосознания. Проблемы рефлексии рассматривались в конкретно-психологических экспериментальных исследованиях мышления, памяти, общения, самосознания, личности и тому подобное [1, 5, 6].
На каждом конкретном этапе общества доминируют определенные ориентиры, задающие направление в решении проблем обучения и воспитания подрастающего поколения. На данном этапе развития общества таким ориентиром является творческий фактор, определяющий основу духовности человека. Именно перед школой возникает необходимость овладения технологией формирования творческого потенциала ребенка, в частности его творческих способностей. Поскольку именно творческие люди создают новое во всех видах деятельности, воспитание творчески одаренных детей и развитие креативности в условиях школьного обучения приобретает особое значение.
На основе анализа психолого-педагогической литературы была выявлена особая актуальность проблемы развития творческого мышления младших школьников на современном этапе модернизации школьного образования. На сегодняшний день уже в начальных классах приоритеты предоставляются развивающей функции обучения, культа самостоятельности и нестандартности мысли, что обеспечивает здоровый интеллектуальный климат класса.
Формирование творческой, мыслящей личности – одна из важнейших задач современной школы. Школа должна готовить активных людей, способных решать жизненные проблемы, действовать в нестандартных ситуациях, самостоятельно мыслить и принимать решения, то есть людей творческих, способных.
Анализ научной литературы по проблеме творческого мышления позволил исследовать, что человечество издавна интересовалось проблемой творчества. Проблема творческой личности относится к тем, которые вызвали и вызывают значительный исследовательский интерес как в отечественной, так и в зарубежной психологии, педагогике и школе. Творческая личность, творческое мышление, творчество составляют важнейшие предпосылки и результаты продуктивной деятельности учащихся
Анализируя экспериментально-психологические исследования, авторы указывают, что рефлексия изучается в четырех основных аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном. При этом первые два аспекта выделяются в исследованиях коллективных форм деятельности и опосредующих их процессов общения, а два других – в индивидуальных формах проявления мышления и сознания. Такое акцентирование позволяет выделить коллективную и индивидуальную формы осуществления рефлексии, а также наглядно представить разнообразие и порой противоречивость трактовок и определений рефлексии.
Специальному изучению был подвергнут механизм рефлексивной саморегуляции, базирующийся на отражении самого себя как исполнителя действий. Исследования показали, что представление о своем актуальном “я” влияет на определение человеком своих возможностей по достижению тех или иных целей, на планирование деятельности, на развитие способности к “внутреннему оппонированию”, внутреннему диалогу (А. В. Визгина, н.И. Сарджвеладзе).
Начало систематической, планомерной учебной деятельности создает новую социальную ситуацию развития ребенка. Ученическая деятельность становится ведущим фактором не только для интеллектуальной сферы, но и для всей личности ребенка, определяя направление и специфику ее развития. Именно поэтому рассматриваемая тема столь актуальна.
Цель исследования: исследование взаимосвязи рефлексивности и творческого мышления младших школьников
Объект исследования: личностная и когнитивная сфера личности младшего школьника
Предмет исследования: взаимосвязь рефлексивности и творческого мышления младших школьников
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что компоненты творческого мышления младшего школьника имеют статистически достоверные корреляционные связи с показателями рефлексивности, особенно общей рефлексии.
Задачи исследования:
1. Подобрать методики, адекватные целям и задачам исследования;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. – М.: «Академия», 2002. – 320 с.
2. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника / Л.А. Большакова // Завуч начальной школы. – 2001. – № 2. – С. 12-16.
3. Бушуева Л.С. Методы активизации творческого мышления младших школьников / Л.С. Бушуева // Начальная школа. – 2008. – № 3. – С. 13-16.
4. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. – 324 с.
5. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
6. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А.В. Карпов. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 2004. — 424 с.
7. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А.В. Карпов // Психологический журнал. 2003. Т 24. № 5. С. 45-57.