Фрагмент для ознакомления
2
Пояснительная записка
Актуальность. Среди психических проявлений особое место занимает внимание. Оно всегда включено в практическую деятельность и познавательный процесс. Благодаря вниманию выражены интересы, определена направленность человека. Внимание представляет собой сторону психической деятельности, и это необходимое условие для успешного обретения знаний, качества и производительности трудовых действий, личностного самовыражения.
Дошкольная образовательная организация призвана создать условия для разностороннего развития ребенка и осуществить его подготовку к школьному обучению. Данный процесс требует умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и вести контроль получаемого результата. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал, что внимание – это единственная дверь, через которую внешние воздействия проходят в наше сознание. От того, какое у человека внимание, во многом зависят его успехи в учёбе и труде. Эти высказывания не потеряли значения и в настоящее время, когда проблема внимания вновь оказалась в фокусе интенсивного изучения специалистов.
Для всех детей с ОВЗ, включая детей с ЗПР, характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. Отмечается нестабильность, сложность включения, распределения и переключения внимания, быстрое истощение, что, вместе с тем вызывает снижение темпа работы. Характерно то, что нарушения внимания чаще всего происходят в произвольной деятельности. Сосредоточенность, концентрация и устойчивость на непроизвольном уровне происходит существенно лучше, чем на обычном уровне.
Дети с ЗПР, когда начинают обучаться в школе, чаще всего испытывают трудности от рассеянности или неразвитости своего внимания. Следовательно, развитие внимания выступает в качестве важной коррекционной задачи.
Цели программы: коррекция и развитие свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР): создание оптимальных возможностей и условий для развития внимания; развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема); развитие эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
1.Развивать
- произвольное внимание, его устойчивость, концентрацию, переключение, объем, распределение;
- сенсорное, слуховое, моторно-двигательное внимание;
- внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов;
2.Способствовать повышению
- познавательного интереса;
- мотива достижения успеха;
3. Формировать адекватную самооценку.
В основу коррекционно-развивающей программы «Будь внимателен!» взята работа «Диагностика и коррекция внимания» Осиповой А.А., Малашинской Л.И.
Данная психокоррекционная программа основана на следующих принципах:
Принцип системности коррекционных, развивающих и профилактических задач. Данная программа составлена с учётом системы задач трёх уровней:
1.Коррекция: устранение трудностей в развитии внимания, его основных свойств. Работа направлена на формирование концентрации внимания дошкольника, которая, как правило, имеет слабое развитие.
2.Развитие свойств внимания и навыков его эффективного использования в основных видах деятельности ребёнка. Данная программа направлена на развитие объёма, устойчивости, переключаемости и распределяемости внимания, а также на их успешное применение в процессе игровых занятий и в другой деятельности дошкольника.
3.Профилактика: предупреждение отклонений в формировании различных свойств внимания: объёма, устойчивости, концентрации, переключаемости и распределяемости внимания; профилактика и предупреждение возможных трудностей в деятельности ребёнка: игровая, предметная, учебная и т.д.). Воспитание самоконтроля у дошкольника: после завершения коррекционной работы дошкольник, контролируя своё внимание, смог бы избежать возникновения трудностей.
Принцип единства коррекции и диагностики. В преддверии составления коррекционно-развивающей программы требуется проведение психологической диагностики уровня развития внимания ребёнка. К примеру, для данной программы основанием явилось выявленное недостаточное развитие внимания у дошкольника. Поэтому в работу включены игры с диагностическим характером как промежуточный мониторинг определения динамики развития внимания у дошкольника. По завершении реализации программы вновь с помощью того же инструментария проводится психологическая диагностика с целью определения эффективности проведённой работы с ребёнком и для составления дальнейших рекомендаций.
Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В соответствии с этим принципом приоритетной целью проведения коррекции является устранение причин трудностей и отклонений в развитии ребёнка. В данном случае причинами нарушения внимания является повышенная двигательная активность ребёнка, отвлекаемость, неусидчивость на одном месте. Данная коррекционная программа будет способствовать тому, чтобы устранить эти причины: использование интересного наглядного материала, чередование дидактических и подвижных игр, проведение физкультминуток и упражнений на релаксацию.
Деятельностный принцип коррекции. В данной программе происходит учет ведущей деятельности дошкольника – игровая деятельность. следовательно,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баскакова, И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития: учеб. пособие / И.Л. Баскакова. – М.: Институт практической психологии, 2002. – 263 с.
2. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие / Л.Н. Блинова. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. – 136 с
3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 1997. – 336с.
4. Григорьева, Л.П. «Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями/ Л.П. Григорьева // Ж. Дефектология № 1, 2002
5. Дубровинская, Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания/ Н.В. Дубровинская. – Л. «Наука»,1985
6. Ильина, М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5-7 лет/ М.В. Ильина. – М.: АРКТИ, 2005. – 136с.
7. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст]: учеб.-метод. пособие для студентов / В.Б. Никишина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 370 с.
8. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания/ А.А. Осипова, Л.И. Малашинская – М.: ВЛАДОС, 2003 – 245 с.
9. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова [и др.]; под ред. Л.В. Кузнецовой. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 480 с.
10. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Л.В. Черемошкина. Ярославль, 1997.
11. Хандина, С.А. Развитие произвольного внимания дошкольников с ЗПР с помощью коммуникативно-речевых ситуаций/ С.А. Хандина, Н.В.Микляева.- АРКТИ, 2021.- 88 с.