Фрагмент для ознакомления
2
1. Особенности построения учебного процесса в туристско-краеведческом объединении детей. Основные формы проведения занятий.
Детское объединение - одна из основных форм дополнительного образования детей, организационно оформленная и поддерживаемая государством. Это могут быть клуб, секция, студия или любое другое объединение детей по интересам, но привычной для всех формой является кружок. Кружок формируется на основе добровольного желания детей заниматься определенным видом деятельности, цель его не только удовлетворить разнообразные интересы детей, но и занять их делом, полезным для них самих и общества. Занятия в кружках помогают детям в выборе жизненного пути, в профессиональной ориентации.
Туристское направление - это кружок пешеходного и лыжного туризма, краеведческое направление, скорее всего, - физико-географический или исторический. Профиль кружка зависит в большинстве случаев от желания учителя, взявшегося за его организацию, его умений и знаний, ведь, организуя кружок, он преследует не только воспитательные цели, но и образовательные. Как правило, за основу кружка учитель берет тот класс, где он является классным руководителем.
Одной из главных перспективных задач кружка является воспитание туристского актива - инструкторов, проводников, судей, актива школьного музея, экскурсоводов. Этот актив в дальнейшем возьмет на себя обслуживание классного туризма и общешкольных туристско-краеведческих мероприятий, т.е. «производство» туризма.
В основе работы кружка туристско-краеведческого профиля лежат практические занятия, проводимые в походе, на природе. Автономные условия существования походной группы, где все построено на самодеятельности и самообслуживании, создают уникальную воспитательную среду. Для туристско-краеведческой деятельности характерен именно такой метод косвенного воздействия (опосредованное воспитание), когда сама ситуация, обстановка являются воспитательной средой, стимулирующей выработку необходимых навыков и умений.
Однако практика показывает, что часто школьные туристско-краеведческие кружки страдают «педагогическим прагматизмом», содержание их работы сводится к беспрерывным походам, отсутствуют теоретические занятия, так как педагог считает, что знания и умения сами придут с опытом. При этом содержание походов однообразно, что не способствует развитию учащихся, росту их туристского мастерства.
Не должно быть пустых километров, каждый километр должен приносить и детям и учителю новые знания, новые впечатления. Поход должен преследовать не только познавательные и спортивные цели. Маршрут должен быть наполнен эстетическим содержанием, на привалы надо стараться останавливаться в живописных местах, обращать внимание ребят на красоту окружающей природы.
Важно научить ребят анализировать, размышлять об увиденном, узнанном, понятом, прочувствованном, поощрять творческие работы, посвященные туристским и краеведческим темам, проводить разбор положительного и отрицательного опыта. В походах этому способствуют ежедневные беседы у костра: что удалось, а что нет, что преодолели, а чего не учли, в чем ошиблись. Надо выслушивать мнение всех участников группы и поощрять наиболее активных ребят.
В работе кружка важно правильно организовать экспедиционную деятельность. Как часто встречается подмена поисково-исследовательского характера краеведческих работ, имеющего черты научного труда, простым физическим общественно полезным трудом - прополка, сбор трав, семян и т.п. Участники экспедиции должны иметь конкретную цель, сознавать важность, полезность своей работы, результатом которой может быть музейная экспозиция, экологическая тропа и т.п. Школьное краеведение должно стать средством критического (оценочного) отношения детей к предметам и явлениям жизни. Оценивая, что в природе и жизни «плохо», нужно искать ответ на вопрос: «Почему так? Как исправить ситуацию?».
У кружковцев необходимо развивать стремление к туристскому мастерству. Мастерство может проявляться во всем: это и умение преодолевать естественные препятствия, и умение разжечь костер в любых условиях, быстро и вкусно приготовить еду, ладно поставить палатку, собрать байдарку, наколоть дрова, сориентироваться на местности.
Показателем мастерства являются значки и разряды, которые даются за выполнение определенных нормативов. Поощряя стремление к спортивным разрядам, надо в первую очередь культивировать гордость тем, что стоит за разрядом: что каждый увидел, узнал, понял, какие трудности и преграды преодолел, какие навыки приобрел.
Успехи ребят необходимо фиксировать, для чего можно вести табель накопления опыта или туристские паспорта. Спорно стремление некоторых руководителей вводить различные экзамены, оценки, ранговые таблицы, т.е. пытаться деятельность кружковцев оценить в баллах. Конечно, в этом случае вводятся элементы соревнования, которые ускоряют процесс обучения, но в воспитании они не всегда играют положительную роль. В детской туристской группе всегда существует своя система оценок, и она, как правило, наиболее объективна.
Рекомендуемые формы занятий: учебное занятия в кабинете, учебно-тренировочное занятие на местности, занятие по ОФП и СФП в спортивном зале и на местности, соревнование, конкурс, поход, путешествие, игра и др. Организация образовательной деятельности предполагает использование таких форм, как групповые, индивидуально-групповые, индивидуальные. Основная часть занятий в первый и второй год обучения проходит в форме групповых занятий, на третий и четвертый год – индивидуально-групповых, где каждому учащемуся ставится конкретная задача в зависимости от его уровня подготовки. При реализации программы используются традиционные способы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа, диспут); наглядные (демонстрация, показ – плакатов, рисунков, схем, графических изображений, карт, видеофильмов, приемов работы); практические (работа с книгой, справочной литературой, дидактическим материалом, нормативно-правовыми документами, выполнение заданий, упражнений по спортивному ориентированию, скалолазанию, технике туризма).
2. Авторские и региональные программы в туристско-краеведческой деятельности.
Программы объединений (кружков, секций) рассчитаны на учащихся 6 – 11 классов и предусматривают приобретение ими основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентирования на местности, ведения краеведческих наблюдений и исследований, оказания первой медицинской помощи, инструкторской деятельности в своем классе, школе, туристском объединении; необходимых знаний, умений и навыков для получения спортивных разрядов по туризму, туристскому многоборью, спортивному ориентированию, званий «Юный турист России», «Турист России», «Юный судья», «Младший инструктор туризма».
Программы предназначены для педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных учреждений. Они рассчитаны на 4 года обучения, но в случае необходимости могут быть использованы в течение более длительного срока. После прохождения четырехлетнего цикла педагог может дополнить программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей. Время, отведенное на обучение, составляет 324 часа в год из расчета 9 часов в неделю, причем практические занятия составляют большую часть программы. Работа по программам строится с учетом ближних и дальних перспектив. Рекомендуемый минимальный состав группы первого года обучения – 15 человек, второго года – не менее 10 человек, в последующие годы – не менее 8 человек. При наборе обучающихся первого года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев членов объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях. Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта занимающихся следует делать больший упор на групповые (2 – 3 человека) и индивидуальные занятия, особенно на том этапе обучения, когда начинается специализация.
Программы, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации для использования в системе дополнительного образования детей:
• «Туризм и краеведение» под редакцией Константинова Юрия Сергеевича, Маслова Анатолия Григорьевича. Программы «Юные судьи туристских соревнований», «Юные инструкторы туризма», «Юные туристы-спелеологи», «Юные туристы-экологи» являются лауреатами Всероссийских конкурсов авторских образовательных программ дополнительного образования детей. Предлагаемые программы разработаны по блочно-модульному принципу. Первый год обучения является базовым т.к. дает начальные, основные знания и умения, без освоения которых сложно и небезопасно заниматься каким-либо видом туризма или краеведения. Комплексность данных программ основывается на цикличности туристско-краеведческой деятельности по принципу расширяющейся и углубляющейся гносеологической спирали, должностно-ролевой системе творческого самоуправления и развития самодеятельности обучающихся детей. Каждый годовой цикл предусматривает организацию и проведение зачетного туристского похода, экспедиции, участия в соревнованиях, подготовка к которым должна осуществляться в течение всего года. Она должна включать краеведческое изучение региона; разработку маршрута; переписку с общественно-туристскими и детско-юношескими организациями (объединениями) региона; распределение должностно-ролевых обязанностей; организационную и хозяйственную подготовку; проверку тактико-технической, морально-волевой, физической готовности воспитанников к учебным походам по родному краю.
• Программа «Юные туристы-спелеологи» С.Н. Талызова. Цель образовательной программы «Юные туристы-спелеологи» – формирование личности учащегося через знакомство с родным краем, его природой, историей и культурой, приобщение к исследованию родного края в разных формах – от простейших описаний до серьезных исследований, имеющих практическую ценность; допрофессиональная подготовка, профессиональная ориентация. В основу деятельности объединения постоянного состава положен принцип непрерывности и круглогодичности с использованием туристских циклов, предложенных доктором педагогических наук А.А. Остапцом-Свешниковым. Многодневный поход с учащимися можно проводить до трех-четырех раз в году в каникулярное время, в майские праздники. Каждый спелеотуристский цикл состоит из трех частей: подготовки похода, которая занимает от одного до 2-3 месяцев в зависимости от масштаба похода или путешествия, самого похода (от 3-4 до 8-10 дней, а летом – до одного месяца) и подведения итогов путешествия, похода, т.е. обработки его материалов, составления письменного отчета, проведения вечера-отчета, которым, собственно, и заканчивается цикл. Три или четыре таких цикла – ноябрьский, майский и летний (можно включить в эту модель и январский цикл в первые два года обучения) – создают систематичность, круглогодичность и, естественно, непрерывность деятельности кружка, что и позволяет формировать стабильный коллектив воспитанников, поскольку актив кружка будет принимать участие в организации практически каждого путешествия. Полноценная работа кружка невозможна без реализации в нем принципа самоуправления (или соуправления).
Проблемы реализации туристических программ в регионах таковы:
В настоящее время качественно изменилось содержание и сложность походов, значительно снизилось количество походов, их постепенно заменяют походы выходного дня. Сегодня проведение многодневных походов стало недоступным по нескольким причинам. Это очень высокие цены на проезд к месту совершения путешествия, дороговизна продуктов питания, криминальная обстановка в стране. В школах города отсутствует туристское снаряжение, необходимое для жизни в полевых условиях - палатки, рюкзаки, спальники, походное костровое оборудование, не хватает опытных педагогов, умеющих правильно и безопасно провести туристский поход.
Формой туристско-краеведческой деятельности являются также туристские соревнования, которые способствуют подготовке безаварийного содержательного туристского похода, проверке готовности туристских групп. Традиционно туристские соревнования проводятся в два этапа: школьный, городской.
На каждом этапе перед организаторами стоят определенные задачи: на школьном - это, в основном, задачи обучения и пропаганды туризма, на городском - выявление сильнейших команд и участников, обмен опытом работы. Ежегодно в городских туристских соревнования принимает участие около 150 учащихся. Эти показатели говорят о том, что туристские соревнования остаются одним из самых массовых мероприятий школьников. Туристские соревнования учащихся - это комплексное мероприятие, подготовка и проведение которого требует больших усилий от всех организаторов.
Городские туристские соревнования имеют большое воспитательное значение, что отражается на программе соревнований, которая состоит из спортивной части и конкурсной программы. Спортивная часть включает традиционные виды соревнований: командная и личная техника пешеходного туризма, контрольно-туристский маршрут, спортивное ориентирование. Конкурсная программа, состоит из конкурса туристской песни, туристских газет, краеведческой викторины и позволяет раскрыть творческие способности участников соревнований. На городских туристских соревнованиях проводятся вечера отдыха, дискотеки, игротеки.
3. Формы и методы организации туристско-краеведческой работы в общеобразовательной школе.
Содержанием туристского краеведения являются изучение природы и истории края. Этим проблемам чаще всего посвящается общешкольная экспедиционная деятельность, а также работа класса, кружка.
Опыт краеведческой деятельности свидетельствует о следующем:
• словесное, книжное краеведение педагогически неэффективно. Готовое знание - тормоз мышления, поэтому необходимо идти путем деятельностного изучения окружающей действительности, ее предметов и явлений.
• для детей важна мотивация работы: зачем изучать.
Педагоги часто задают вопрос: «Можно ли вести краеведческую и туристскую работу порознь»?
Ответ однозначен: для педагогики лучше, если это будет туристско-краеведческая работа. Научная, исследовательская деятельность учащихся и занятия физической культурой, спортом вообще вполне сочетаемы и хорошо дополняют друг друга при условии, если они разнесены по времени.
Сущностью туристской работы, ее «главным звеном», тем зерном, без которого нет туризма, является поход.
Туризм нужен каждому ребенку, но в разной степени, по разной норме. В этом проявляется смысл деления школьного туризма на две ветви, на два рубежа - массовый и любительский. И обе ветви нужны школе:
• «малый туризм» (массовый, «классный») - для большого числа учащихся;
• «большой туризм» - (любительский, кружковой) - для малого числа учащихся.