Фрагмент для ознакомления
2
Рекомендации для педагогов по работе с детьми с ОВЗ (задержка психического развития):
1. Как узнать данную категорию детей? (по каким психолого-физиологическим особенностям детей)
• Несоответствие между уровнем наглядно-действенных операций и словесно-логического мышления. Все задания, которые требуют привлечения логического мышления и объяснения, выполняются ими значительно хуже, чем нормально развивающимися детьми. При выполнении того же задания по наглядному образцу качество его выполнения улучшается.
• Выделяются два типа проблемного поведения: У детей преобладают импульсивность и психомоторная расторможенность, внешне имитирующие детскую жизнерадостность и непосредственность. Характерна неспособность к волевому усилию и систематической деятельности. На занятиях эти дети непоседливы, не подчиняются требованиям дисциплины, в ответ на замечания дают обещание исправиться, но тут же об этом забывают. Либо преобладает подавленное состояние, присутствует много страхов, высока несамостоятельность, неготовность действовать без поддержки взрослого.
• Проблемы в сфере готовности к школьному обучению, бессистемность, обрывочность знаний. Слабы познавательные интересы, желание идти в школу связано с внешней атрибутикой, а не с процессом обучения и познания.
• Отвлекаемость, сложности при требовании сосредоточиться и надолго удержать внимание на одной задаче. В начале выполнения задания внимание высоко, затем быстро падает, и ребенок может вообще прекратить выполнять задание (для 1 класса лимит внимания 5-7 минут).
• Фрагментарность восприятия, сложности в идентификации фигур на неоднородном фоне и многосоставных картинок. Низкая скорость ориентировочной деятельности.
• Ниже нормы показатели непроизвольного запоминания. Показатели произвольного запоминания оцениваются более благоприятно и могут быть близки к норме (в зависимости от сложности дефекта). Низкие возможности опосредованного запоминания.
• Слабая избирательность памяти – запоминается не всегда нужный объект, а зачастую второстепенные детали.
• Запаздывание процесса формирования мыслительных операций. Ведущим является наглядно-действенное мышление.
• Дети с задержкой психического развития к началу школьного возраста не испытывают трудностей на уровне элементарного бытового общения со взрослыми и сверстниками. Они владеют повседневным обиходным словарем и грамматическими формами, для этого необходимыми. Однако расширение словаря обращенной речи за рамки многократно повторяемой бытовой тематики приводит к тому, что возникает непонимание некоторых задаваемых ребенку вопросов и инструкций, содержащих слова, значение которых неизвестно или недостаточно ясно ребенку, или не усвоенные им грамматические формы. Затруднения понимания могут быть связаны и с недостатками произношения, довольно часто наблюдаемыми у детей с задержкой психического развития.
2. Типичные проблемы, с которыми сталкиваются дети в процессе обучения
3. Сильные стороны данной категории детей
4. Оптимизация образовательного процесса для данной категории детей
5. Учет их особенностей в общении с данной категорией детей
6. Требования к педагогу, работающему с данной категорией детей
Составить перечень литературы за 2017-2020 года по данной дисциплине.