Фрагмент для ознакомления
2
Задания для контрольной работы в рамках самостоятельной деятельности студентов по дисциплине «Обучение и воспитание дошкольников с ФФН и ОНР»
1. Заполнить 4 таблицы симптомов ОНР (для каждого уровня отдельная таблица), приведя примеры характерных ошибок в каждой из сторон речи.
Симптоматика I уровня ОНР
Характерис-тика звукопро-изношения и слоговой структуры Характеристика фонематических процессов Состояние словаря разных частей речи Особенности словоизменения Особенности словообразования Особенности синтаксиса и фразовой речи Особенности связной речи
Нарушение произношения звуков. Затруднения в их различии.
Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ребенок не может отличить слова, схожие по звучанию, но разные по смыслу (несформированности фонематического слуха).
Словарный запас заметно отстает от нормы. Как правило, речь идет о предметном обиходном словаре (глагольный почти отсутствует). Ребенок не различает единственное и множественное число, времена глаголов, не понимает значения предлогов. Использование предлогов и словоизменение недоступно. Не используют навыки словообразования Фразовая речь отсутствует, а средствами коммуникации с другими людьми выступают жесты, мимика, а также отдельные лепетные слова, звукоподражания.
Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. Связной речи на данном уровне нет.
Симптоматика II уровня ОНР
Характерис-тика звукопро-изношения и слоговой структуры Характеристика фонематических процессов Состояние словаря разных частей речи Особенности словоизменения Особенности словообразования Особенности синтаксиса и фразовой речи Особенности связной речи
Звукопроизношение сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»). Недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.
Не различают на слух и в произношении не только близкие по звучанию, но и далекие звуки.
Грубо искажают ССС (перестановки, замены, уподобления) и звуконаполняемость. Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться, одним словом. Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет — идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда. Практически не используют навыки словообразования. Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно. Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
Связный рассказ — по картинке или с помощью вопросов взрослого — уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).