Фрагмент для ознакомления
2
1. Разработайте конспект занятия для учащихся учреждений СПО или
внутрифирменного обучения, целью которого является изучение нового материала
Конспект открытого урока по психологии для студентов педагогических колледжей
Тема: «Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент»
Цель: изучение нового материала по теме «темперамент»
Задачи:
1. Познакомить с понятием «темперамент», типами темперамента
2. Разработать рекомендации по учету особенностей типов темперамента в учебном процессе
3. Обобщить представления об учете темперамента в общении и деятельности
План
1. Понятие о темпераменте
2. Учения о темпераменте
3. Физиологические основы темперамента
4. Психологическая характеристика типов темперамента
5. Учёт темперамента детей в учебно-воспитательном процессе
Ход урока
На слайдах вопросы:
1. Дайте определение понятиям «индивид», «личность», «индивидуальность»
2. Может ли существовать индивид, не являющийся личностью?
3. Может ли существовать личность, которая не будет являться индивидом?
4. В чём проявляется индивидуальность?
III. Сегодня мы и поговорим об одной из индивидуально-психологических особенностей – темпераменте.
Что вам уже известно о темпераменте?
Что хотелось бы узнать?
1. Понятие о темпераменте
Известный отечественный психолог B.C. Мерлин дает образное сравнениероли темперамента в динамике психической деятельности: “Представьте себе 2 реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены...
Темперамент относится к числу таких психологических понятий, о которых «все знают». Давая характеристику своим знакомым, мы то и дело употребляем названия различных темпераментов — одного именуем «типичным холериком», другого «сангвиником», «флегматиком» или «меланхоликом».
Ещё в глубокой древности учёные, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия: одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны; другие медлительны, спокойны, невозмутимы; одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны; другие замкнуты, скрытны.
Такие индивидуальные особенности были названы темпераментом.
Temperamentum (лат.) – соразмерность, правильная мера.
Темперамент – индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. (Крутецкий В.А.)
Поведение человека зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Темперамент как раз обусловлен биологической организацией индивида, Поэтому и обнаруживается довольно рано и чётко у детей в игре, общении, на занятиях. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида.
От темперамента зависит:
• Скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);
• Темп и ритм деятельности и поведения;
• Интенсивность психических процессов.
Но от темперамента не зависят:
• Интересы и увлечения;
• Социальные установки;
• Моральная воспитанность личности.
2. Учения о темпераменте
1. Гиппократ
Деление людей на темпераменты возникло еще в античные времена. Первое упоминание о темпераментах мы встретим в Древней Греции. Замечательный древнегреческий врач Гиппократ (5–4 век до нашей эры) говорил, что у людей есть четыре главных сока: кровь, лимфа, желтая и черная желчь. У разных людей они смешаны по-разному: верное сочетание соков приносит здоровье, а неверное — болезнь.
Слова Гиппократа «…Люди различаются соотношением четырёх основных соков организма – крови, флегмы, жёлтой желчи и чёрной желчи».
Само понятие темперамент, в переводе с древнего латинского языка, значит «соразмерность», правильная мера. При нормальном, не чрезмерном слияние соков, считали древние, любой темперамент хорош и здоров.
2. Клавдий Гален
Опираясь па учение Гиппократа, другой знаменитый врач античности Клавдий Гален (ок. 130-ок. 200 гг.) разработал типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате « De temperamentum ». Согласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены 13 типов темперамента, но затем они были сведены до четырех. Эти четыре названия типов темперамента вам хорошо известны:
сангвиник (от лат. sanguis — кровь),
флегматик (от греч. phlegma — слизь, мокрота),
холерик (от греч. chole — желчь) и
меланхолик (от греч. melas chole — черная желчь).
Эта концепция имеет огромное влияние на ученых па протяжении уже многих столетий. Подтверждением этого является тот факт, что до настоящего времени предложенные Галеном названия типов темперамента являются самыми распространенными.
3.Эрнст Кречмер Конституционная типология
В последующие века исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающее с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались упорядочить и каким-то образом сгруппировать эти различия. В результате возникли многочисленные концепции и типологии темпераментов.
В ряде концепций свойства темперамента понимались как наследственные или врожденные и связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Такие типологии получили название конституционных типологий. Среди них наибольшее распространение получила типология, предложенная Эрнстом Кречмером, который в 1921 г . опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». Главная его идея заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Э. Кречмер провел множество измерений частей тела людей, что позволило ему выделить четыре конституциональных типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик
1. Диспластик — человек с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).
2. Пикник — человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.
3. Атлетик — человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.
4. Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми нижними конечностями.
С названными типами строения тела Кречмер соотносит три выделенных им типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, подвержен колебаниям настроения, упрям, не склонен к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. В отличие от него иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный, невпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.
Теория Кречмера получила наибольшее распространение в Европе.