Фрагмент для ознакомления
2
1. Ответьте на теоретические вопросы
1) Приведите пример организации и опишите ее с использованием одной из современных теоретические парадигм организационной психологии: процессного, системного подход или ситуационный подхода.
В ходе общей управленческой оценки в МТС в 2020 году были определены две области для развития: управление людскими ресурсами и управление задачами. Менеджеры компании не могли выбрать наиболее подходящий стиль управления, тогда менеджеры пришли к выводу, что универсального стиля не существует.
Первоначально было разработано несколько моделей ситуационного лидерства, но их было трудно применить на практике, например, была разработана модель, содержащая шестнадцать различных стилей лидерства, которые было трудно идентифицировать с ситуацией.
Чтобы решить эту проблему, руководство компании решило использовать модель ситуационного лидерства, разработанную Полом Херси. Было принято решение провести тренинг в тренировочной форме.
Тренинг был основан на модели, разработанной Полом Херси и Кеном Бланчардом, для удобства восприятия она была слегка изменена и более структурирована. Суть этой программы можно описать в виде таблицы, в которой показаны четыре основных стиля руководства и четыре основных типа подчиненных...
2) Опишите организационную культуру какой-либо реально существующей организации.
3) Приведите пример организационных изменений в какой - либо реально существующей организации. Опишите психологические факторы инновационного процесса: установки, коммуникации, психологический климат, лидеры.
В рамках второго этапа реформирования "Газпрома" в организационную структуру компании были внесены очередные изменения. Разработана новая модель внешнеэкономической деятельности, предусматривающая совершенствование организационной структуры Департамента внешних связей ОАО "Газпром" и ООО "Газпромэкспорт" (ООО "Газэкспорт").
Согласно этой модели создано единое внешнеэкономическое подразделение Группы "Газпром", в котором соответствующий отдел в материнской компании отвечает за определение целей внешнеэкономической деятельности и ее планирование, а ООО "Газпромэкспорт" отвечает за реализацию своей стратегии
В связи с этим в составе администрации "Газпрома" был создан Департамент внешнеэкономической деятельности, а Департамент внешних связей упразднен. Начальником управления был назначен Станислав Цыганков, ранее занимавший должность начальника управления внешних связей. Курировать деятельность Департамента внешнеэкономической деятельности будет заместитель Председателя Правления ОАО "Газпром", генеральный директор ООО "Газпромэкспорт" Александр Медведев. Создание нового департамента направлено на концентрацию всей внешнеэкономической деятельности "Газпрома" в одном структурном подразделении администрации Компании и повышение эффективности международной деятельности компании. В рамках единого внешнеэкономического подразделения основными задачами Департамента будут разработка стратегии и краткосрочное планирование внешнеэкономической деятельности, выявление возможностей развития бизнеса за рубежом, управление иностранными активами и сделками по их приобретению и продаже, а также реализация крупных международных инвестиционных проектов как в России (Североевропейский газопровод, разработка и обустройство Штокмановского и Южно-Российского месторождений, создание мощностей по производству и экспорту сжиженного природного газа) и за рубежом. В обязанности нового департамента также будет входить реализация соглашений о сотрудничестве с государственными органами и нефтегазовыми компаниями зарубежных стран и обеспечение участия "Газпрома" в деятельности международных организаций и форумов...
2. Пройдите психологическое тестирование.
Необходимо пройти два психологических теста (см. п. 6.1-6.4), представить ответы, результаты тестирования и их интерпретацию. Номера тестов уточняет преподаватель, проводящий занятия по дисциплине «Организационная психология».
Пройдя два психологических теста я выявил, что я экстраверт и холерик.
Показатель по этой шкале характеризует индивидуально- психологическую ориентацию человека либо (преимущественно) на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная адаптированность.
Экстраверты обычно обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях, как правило, ориентируются на внешнюю оценку. Хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений. Интровертам присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения в социальной адаптации. Интроверты лучше справляются с монотонной работой, они более осторожны, аккуратны и педантичны...
3. Решите две ситуационные задачи
(см. п. 5.1-5.5). Необходимо привести условия задачи, дать подробный письменный ответ на все вопросы и задания. Номера задач уточняет преподаватель, проводящий занятия по дисциплине «Организационная психология».
Задача 5.1
Администратор кафе «Печенька и Ко» Марина внимательно оценила себя и свою смену и решила, что она должна делегировать подчиненным больше своих обязанностей по следующим причинам.
1. Она работает 60 часов в неделю вместо 40.
2. Из-за большой нагрузки и попыток успеть все вовремя у нее сложились очень напряженные отношения с некоторыми подчиненными.
3. Она плохо спит из-за постоянных волнений и усталости.
4. Она понимает, что, занимаясь всем, она не успевает заниматься самым главным – развитием и управлением кафе. Прошлой ночью она потратила три часа, пытаясь составить список обязанностей, которые она могла бы делегировать семерым своим подчиненным.
1. Еженедельный отчет, подготовка которого занимает пятьдесят минут. Этот отчет можно было бы легко поручить Ирине, но тогда Ирина познакомится с некоторыми цифрами выплат и взаиморасчетов с поставщиками, которые до этого времени не были известны сотрудникам. Хотя в этих сведениях и нет секрета, Марина чувствует, что она может потерять контроль, если все будут знать, что происходит.
Задача 5.2
Представительство компании «Телесистемы» в Новосибирске решило провести организационную перестройку и выделить отдел персональных компьютеров в особую группу с координационным центром в Москве. Предложение (правда, пока неофициальное, перевод в новый офис должно было одобрить высшее руководство) о работе в центре было сделано одному из лучших сотрудников отдела администрирования Игорю Шевцову. Игорь очень обрадовался, поскольку такого рода продвижение по службе предполагало не только повышение зарплаты, но и новый уровень ответственности, общение, выход на московский рынок труда с его неограниченными возможностями. Переход Игоря на новую работу был нежелательным событием для начальника отдела администрирования Сергея Кукушкина, так как дела у Игоря шли успешно, а на подготовку нового сотрудника требовалось время. Однако чисто по-человечески Сергей был рад за коллегу, поскольку понимал, что его творческий потенциал намного превышает выполняемую им работу...
Задача 5.3
Дневник молодого специалиста. Летом 2014 года выпускница СибГИУ, Егорова Олеся, получила диплом по направлению подготовки «Управление персоналом». Полная надежд и ожиданий, с большим багажом знаний, она решила устроиться на большое предприятие, чтобы набраться опыта. После непродолжительных поисков она нашла подходящий вариант. Она устроилась специалистом по кадрам на крупное предприятие с численностью около 10 тысяч работников. И хотя заработная плата была маленькая (оклад 12800 руб.), но зато имелись перспективы карьерного роста. Столкнувшись с реальным положением дел на предприятии, она была удивлена и для того, чтобы как-то разобраться в ситуации, она решила вести дневник. Вот некоторые заметки из ее дневника...