Фрагмент для ознакомления
2
Человек является существом биосоциальным, движимым одновременно как врожденными животными инстинктами, так и высшей отличительной способностью человека, приобретенной вследствие длительного процесса антропосоциогенеза.
Признаком человека изначально выступает разум, культура – его вторая природа, когда социальное и рациональное доминирует над естественным, животным, инстинктивным. Однако, к сожалению, некоторые эпизоды мировой истории говорят об обратном, когда свое «светлое будущее» общество пытается построить за счет обречения на уничтожение других людей, имеющих культурные, религиозные или национальные отличия.
Есть все основания утверждать, что проблема геноцида возникла с возникновением человечества. Миру широко известны трагедии Второй Мировой Войны, где конфликт не ограничился борьбой вооруженных сторон, а перекинулся на уничтожение мирного населения. Вторая Мировая Война, безусловно, дает обильное количество фактов зверского отношения человека к себе подобным. К сожалению, история человечества наполнена менее известными, но более выразительными и опасными прецедентами такой жестокости.
С артналетами и авиаударами Первой Мировой войны были поставлены окончательные точки на культурном проекте модерна, закреплявшего искреннюю уверенность общества в безоблачности будущего прогресса разумного и гуманного человечества. И. одновременно - посажены семена ужасного явления, давшего «всходы» в событиях периода Второй Мировой войны и продолжает являться в современных вооруженных конфликтах. Безусловно стоит согласиться с мыслю о том, что «кульминацией геноцида в ХХ веке явился Холокост – гибель значительной части европейского населения Европы в результате организованного преследования и планомерного уничтожения евреев нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных территориях в 1933-1945 годах». Преддверием холокоста был геноцид других народов в разные исторические периоды, а само явление геноцида систематично развивалось, обретая все новые и новые формы. В связи с крайне продуктивной мыслью Ю. В. Черновицкой о том, что изучение проблем геноцида, прежде всего, связано с изучением места и роли войны, следует вспомнить о том, что формы ведения войны как вооруженного противоборства очень динамично развиваются, и в отличие от двадцатого века, отмечаются новые и новые формы войны и вооруженной борьбы: информационная, психологическая, сетевая, гибридная. Последние события в Украине, Сирии, Луганске, Донбассе, Косово и многих других регионах говорят о постоянном приведении в действие геополитического сценария «столкновения цивилизаций, развязкой которого является риск геноцида. Поэтому исследование явления геноцида, исключение его социального риска во всех аспектах и проявлениях является крайне актуальным и востребованным; это особенно важно для любого многонационального общества.
Несмотря на древность присутствия этого явления в социальной практике, конкретное обвинение в данном преступлении и появление термина «геноцид» в 1943-44 годах связано с исследованиями и юридической практикой Р. Лемкина. Изучение явления первоначально сложилось в рамках юридической и исторической науки и сейчас наличествует большой комплекс исследований в области отечественной и зарубежной философии, истории философии и философской антропологии, в юриспруденции, этики, психологиии истории и других областях. В 1994 году с целью исследования природы, причин и последствий геноцида, а также мер по ее предотвращению И. Чарни, Х. Фейн, Р. Мелсоном основана американская неправительственная организация. Международная ассоциация исследователей геноцида.
Характеристика и история понятия «геноцид»
Под геноцидом понимаются действия, которые совершаются с намерением уничтожить, частично или полностью, какую-либо национальную, расовую, этническую или религиозную группу:
убийство членов группы;
причинение умственного расстройства членам группы или серьезных телесных повреждений;
предумышленное формирование для какой-либо группы жизненных условий, рассчитанных на частичное или полное физическое уничтожение ее;
меры, которые рассчитаны на предотвращение деторождения в среде группы;
насильственная передача детей из одной группы людей в другую [7].
Геноцид - это термин, который обозначает тягчайшее международное преступление против человечества и самой природы человечности. Термин, который имеет конвенционное закрепление. Термин, уже не раз, фигурировавший и в праве, и в мировой истории.
Кроме того, этимология термина «геноцид» далеко неоднозначна. Геноцид представляет собой гибридное слово, которое восходит к двум языкам: греческому «genos» - племя, род и латинскому «caedere» - убивать.
В соответствии с тем, что греческой частью этого термина является именно слово «genos» - племя, род, то в таком случае оправданной является концепция геноцида, которая исходит из единства в биологическом плане преследуемой общности людей.
При этом становится понятной трактовка понятия «геноцида» в предупреждении и наказания за преступления геноцида в 1948 году: преступление против «национальной, расовой, этнической, группы». Стоит отметить, что Конвенция о геноциде включает также в понятие геноцида и такую категорию как «религиозная группа», образующуюся далеко не по биологическим признакам. Таким образом этимология слова «геноцид» восходит к «genesis» - происхождение, а не к «genos». В таком случае концепция геноцида должна исходить из преследования или уничтожения людей по признаку общности их происхождения, другими словами, преследование из-за принадлежности к биологической, социальной или иной группе. Расовая или национальная принадлежность, в соответствии с этим, выступает в концепции геноцида только частным случаем [8].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гильберт Г.М. Нюрнбергский дневник. Процесс глазами психолога / пер. с нем. А.Л. Уткина. Смоленск, Русич. 2014-318с.
2. Глазьев, С. Геноцид / Сергей Глазьев. - М.: Терра, 2013. - 320 c.
3. Гравина А.А. Преступления против мира и безопасности человечества. М., Волтерс Клувер. 2017 – 320с.
4. Кочои Самвел Геноцид: понятие, ответственность, практика. // Уголовное право. 2011. № 2 – 279с.
5. Кузнецова Н.Ф. Преступления против мира и безопасности человечества // Курс уголовного права. Особенная часть: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Н. Борзенкова и проф. В.С. Комиссарова. М., Инфра-М. 2019. -429с.
6. Подлубный, О. Геноцид / Олег Подлубный. - М.: Армада-пресс, 2013. - 384 c.
7. Томас, М. Диш Геноцид / Томас М. Диш. - М.: Terra Fantastica, Компания «Корвус», 2014. - 382 c.
8. Трус, Н.В. Геноцид и массовые репрессии: Истребление по национальным и религиозным мотивам / ред. Т.И. Ревяко, Н.В. Трус. - М.: Мн: Литература, 2016. - 576 c.
9. Хомизури Г.П. Социальные потрясения в судьбах народов. М.: Изд-во «Интеллект», 2017 – 266с.
10. Черновицкая Ю. В. Геноцид как явление политики (социально-философский анализ). Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва, 2016 - 245 с.