Фрагмент для ознакомления
2
Задания к теме 4. Образовательные потребности обучающихся со слабовыраженными отклонения в развитии
Раздел 4.1. Образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития
Задание 1. На основе материалов лекции и материалов статьи распределите условия организации образовательной среды для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) в соответствии с образовательными потребностями обучающихся данной категории.
Образовательный потребности обучающихся с задержкой психического развития (по материалам лекции)
1. Обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.)
2. Потребность в специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
3. Организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы
4. Постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
Условия организации образовательной среды для обучающихся с ЗПР выделите на основе материалов статьи.
1.Так как дети с ЗПР характеризуются быстрой утомляемостью, низкой работоспособностью, то и учебная информация должна подаваться небольшими фрагментами, чётко, последовательно, проговариваться несколько раз. Если ребёнок уже умеет читать, запишите ему алгоритм работы на карточке, составьте опорную таблицу, схему. Не умеет читать - придумайте схему в виде ярких, красочных, узнаваемых символов.
2.Чтобы избежать быстрой утомляемости, чередуйте виды деятельности: игровую, трудовую, предметно-практическую, учебную. Так, например, на уроке математики решая задачу, попробуйте её обыграть, показать в действии. Это поможет детям представить задание образно, приблизить его к реальной жизни, а, следовательно, сделать узнаваемым и облегчить решение, заинтересовать, снять напряжение.
3. Особое внимание уделите наглядности. Она позволяет сформировать у ребенка правильное представление о предмете, явлении, законе который он изучает. Это могут быть счётные таблицы, красочная азбука, задача в картинках, коллекции минералов, гербарии, весы на урок математики и т.д.. Целесообразно изготавливать некоторую наглядность с детьми. Так, например, при изучении букв, можно с ребёнком нарисовать на карточках яркие буквы, вылепить их из пластилина. Или, например, создать альбом правил с иллюстрациями. Это способствует лучшему запоминанию и одновременно привитию позитивного отношения к своему труду. Заинтересованность в обучении.
4.Используйте на занятиях ИКТ технологии. Демонстрация презентаций, видео и мультипликационных фрагментов привлекает детей, позволяет долго удерживать их внимание. Современные тренажёры помогают в игровой форме освоить и закрепить учебный материал. В настоящее время для детей с ЗПР на различных сайтах организованы дистанционные олимпиады и конкурсы. Участвуя в них, ученики будут чувствовать себя востребованными. А значит повысится их самооценка, что мотивирует на продуктивное усвоение знаний.
5. Развивать детей нужно не только в учебной деятельности, а так же, во внеурочной, кружковой. Привлекайте их к участию в подготовке концертных номеров к различным мероприятиям, в спектаклях, в конкурсах рисунков, поделок и т.д. Неуспевающий ученик может оказаться успевающим, способным в других видах деятельности, в творчестве, трудовой деятельности. Это повысит самооценку воспитанников, поможет сформировать положительное отношение к школьной жизни, а, следовательно, повысить интерес, привлечь внимание к учёбе.
Задание 2. Ответьте письменно на вопросы (200-300 слов на каждый вопрос).
1. Незрелость эмоциональной сферы обучающихся с ЗПР проявляется, наряду с другими признаками в несформированности учебной мотивации. Преобладает стремление к игре при низком интересе к интеллектуальной деятельности. Каким путем должен пойти учитель, стимулируя обучающегося к учебной деятельности А) опираться на игровую мотивацию; Б) опираться на учебную мотивацию, стимулируя ее формирование. Опишите оптимальную, на ваш взгляд стратегию учителя, обоснуйте свой ответ.
Ответ: Для возникновения у ребенка стойкой мотивации – «хочу учиться, хочу учиться хорошо» - необходимо формировать в нем уверенность в своих силах. Чтобы потом, по прошествии некоторого времени, робкое «могу» превратилось в радостное «хочу». Именно потребность в самовыражении, ощущении успешности и прикладного характера результатов своего труда станут на всю жизнь движущей силой многих его поступков.
Индивидуальная работа с обучающимися позволяет развивать в них самоуважение, свои возможности, волю, коррекцию собственного поведения, и удовлетворение в познавательных потребностях.
Так как уровень знаний, умений и навыков обучающийся разный, поэтому на каждом уроке индивидуальные задания, где каждое маленькое достижение ребенка считается важным.
Дети работают от уровня своих возможностей. В рамках каждого уровня продумываются ситуации, когда дети чувствуют свою успешность.
Для создания ситуаций, в которых дети чувствовали успех и радость учебной деятельности, стало необходимо преобразовывать привычные этапы урока.
Организационный момент - традиционное начало урока, построенное на основе различных методов концентрации внимания. Часто внимание привлекается к учителю, из уст которого учащиеся могут услышать определенную информацию. А ведь более продуктивное начало урока может быть связано с обращением к детскому любопытству, любви к сюрпризам, к желанию получить радостное ощущение.
Потребность дать ответ на предложенные учителем загадки и интересные вопросы, становятся мотивом активной работы на уроке.
Так организационный этап можно превратить мотивационно - ориентировочный.
Радость, успех, положительная энергия, испытываемые обучающимися в период получения подобных целей и задач приводит к удовлетворению его результатами.