Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эффективность работы любого субъекта хозяйствования, результативность проводимых им
сделок в большой степени взаимосвязаны с организацией его деятельности, со степенью
четкости определенного круга вопросов, которые решается каждым подразделением.
Важным является и то, насколько правильно выделены права, обязанности и полномочия
каждого из сотрудников и должностных лиц. Большую роль играет система принятия
решений, их исполнение, порядок организации документооборота. Обозначенные выше
аспекты в высокой степени предопределены компетенциями менеджера.
У процесса управления есть определенное количество общих свойств, особо среди которых
следует выделить такие, как непрерывность, цикличность, последовательность,
изменчивость, постоянство и соответствие.
1. Менеджмент и управление. Основные категории и понятия
Управление представляет собой важнейший фактор в развитии и существовании
корпораций. Онозаключается, прежде всего, в обеспечении владельцев возможностью
эффектвного контроля и мониторинга деятельности управляющих. Так, по мнению Маркова
С.Н. «суть корпоративного управления в широком смысле – это процесс поиска баланса
между интересами участников корпорации: акционеров и менеджеров, отдельных групп лиц
и компании в целом, путем реализации участниками корпорации определенных стандартов
поведения» [6, с.45].
Но что подразумевают исследователи, говоря о менеджменте? Отличается ли он от
управления и в чем его сущность?
До недавнего времени ученые [11, с. 205] придерживались точки зрения, что корпоративный
менеджмент и корпоративное управление – синонимичные понятия, заменяя их одним
названием. Однако, их мнение является ошибочным, так как это различные явления,
имеющие свое содержание и свой предмет регулирования.
Для начала следует сравнить такие понятия, как «управление» и «менеджмент». Согласно
современного экономического словаря, управление – это сознательное целенаправленное
воздействие со стороны субъектов, органов на людей и экономические объекты,
осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты [8, с. 103].
В отличие от управления, существующего в различных системах – технических,
технологических, биологических и общественных, менеджмент – это «всегда управление
только конкретными людьми, связанными организационно-экономическими
взаимоотношениями в определенной корпоративной системе (организации, фирме, на
3
предприятии)» [3, с. 5]. По мнению профессора менеджмента Оуэнской школы управления в
университете Вандербильта в США, Р. Дафта, менеджмент – это «эффективное и
рациональное достижение целей организации посредством планирования, организации,
руководства и контроля организационных ресурсов» [4, с. 25].
Таким образом, управление – более широкое понятие, нежели менеджмент. Это относится и
корпоративному управлению, и корпоративному менеджменту. Наглядное разграничение
областей деятельности корпоративного управления и корпоративного менеджмента
представлено на рисунке 1 [4, с. 59].
Из рисунка 1 видно, что субъектами корпоративного управления являются все органы
управления компанией: акционеры, совет директоров, генеральный директор, менеджеры.
Корпоративный менеджмент является «составной частью» системы управления и
осуществляется лишь исполнительными органами (генеральным директором,
исполнительным директором, управляющим персоналом, финансовым менеджером,
коммерческим директором и другими). Иными словами, корпоративный менеджмент
осуществляется исключительно менеджерами компании. Исполнительные органы
занимаются распределением и контролем выполнения производственных заданий
представителями среднего и низшего уровня менеджмента, которые, в свою очередь,
осуществляет руководство работниками.
2. Классификация подходов к определению понятия менеджмент
На сегодняшний день определение термина «менеджмент» можно анализировать в
различных аспектах: в качестве функции или вида профессиональной деятельности,
организации управления, процесс разработки и принятия управленческих решений, в
качестве органа либо аппарата управления, категории людей, науки и искусства
управленческой деятельности. Наглядно данный подходы представлены на рисунке 2 [5, с.
56].
Проанализируем основные значения термина «менеджмент», которые приняты в настоящее
время.
Менеджмент представляет собой функцию либо сферу профессиональной деятельности,
которая направлена на достижение той или иной цели. Особенности и элементы
управленческой деятельности реализуются в ее функциях.
Также менеджмент можно определить как организацию управленческих функций на
предприятии, то есть установление постоянных и временных взаимосвязей между
подразделениями в организации, установление порядка и определение условий его
реализации. Функции должны быть закреплены за определенными подразделениями
организации, которые их будут осуществлять (отдел, департамент). Подразделения – это
организованные группы персонала предприятия. Их деятельность обусловлена реализацией
общих целей предприятия и управляется в соответствии с ними. В данном случае управление
осуществляется внутри организации и обеспечивает ее работу [14, с. 56].
Менеджмент можно рассматривать и в качестве процесса принятия управленческих
решений. Непрерывность процесса функционирования организации сопровождается
множеством ситуаций, внешними и внутренними проблемами, требующими от управленца
принятия эффективных решений. Проблемные ситуации могут возникать на всех
управленческих уровнях. В соответствии с принятым решением перед каждым из
исполнителей ставится определенная задача, а затем контролируется ее выполнение. Наряду
с принятием решения должны быть разработаны методы его реализации.
Менеджмент как орган или аппарат управления. Аппарата управления обеспечивает
эффективную работу организации как целостного образования, имеет свою иерархию,
отраженную в организационной структуре управления определенного субъекта
хозяйствования.
3. Какое место занимали управленческие идеи в экономических учениях Нового времени?
4
В эпоху Нового времени закладываются основы современных государств, постепенно
усиливается их влияние на все сферы социальной жизни. Католическая церковь утрачивает
свои доминирующие позиции. Управленческие идеалы снова меняются. Абсолютизм,
централизм – вот основные направления развития государственного управления той эпохи.
Государство становится наиболее развитой и сильной организационной формой общества.
В это же время были заложены технологические и экономические основы для появления
новой организационной силы – хозяйственных предприятий. Производственно-технической
базой этих организаций стала механизация труда на основе изобретений парового двигателя.
Эти решения совершенствовались и в дальнейшем привели к появлению массового
серийного производства.
В этот период сформировалось несколько научных школ управления.
Целью школы научного управления являлось повышение эффективности производства –
выпуск продукции с наименьшими затратами ресурсов (материальных, трудовых,
финансовых) при достижении максимальных результатов.
«Отцом научного менеджмента» по праву считается американский инженер-практик и
менеджер Фредерик Уинслоу Тейлор, решавший в своей повседневной работе проблемы
рационализации труда с целью повышения производительности и эффективности в условиях
машинного производства.
Основные положения концепции Тейлора состоят в следующем [12, с. 34]:
признание менеджмента самостоятельным видом деятельности, цель которого –
рационализация производства;
расчленение процесса производства и трудовых операций на отдельные элементы,
выявление затрат времени на их выполнение с целью нормирования труда рабочих;
планирование на основе норм рабочих заданий с выделением специализированных
подразделений, определяющих последовательность, время, сроки выполнения работ;
увеличение производительности труда на основе справедливого вознаграждения за
конечный результат;
подбор работников в соответствии с их физическими и умственными возможностями
и их обучение.
Таким образом, Тейлором были определены в качестве приоритетных такие функции, как
организация труда, планирование, учет и контроль, а в качестве ведущих методов
управления – организационно-распорядительные и экономические. К сферам
управленческой деятельности, подлежащим совершенствованию, были отнесены
производство, трудовые ресурсы (рабочие и менеджеры), запасы, потоки ресурсов и
продукции во внутренней среде предприятия.
Заключение
Теория менеджмента является социально-экономической наукой. Элементами научных
основ менеджмента является система научных знаний, составляющая теоретическую базу
практики управления и обеспечивающая данную практику научными рекомендациями.
Проведенный теоретический анализ показал, что в настоящее время существует большое
количество определений менеджмента. Если обобщить данные определения, то можно
сделать вывод, что менеджмент представляет собой эффективное использование и
координацию ресурсов, в которые входит капитал предприятия, с целью достижения
максимально эффективной финансово-хозяйственной деятельности.
Существует несколько подходов к определению менеджмента, в каждом из которых данный
термин определяется в качестве науки; процесса принятия и реализации управленческого
решения; органа управления; в виде людей, осуществляющих управление организацией; вида
деятельности (функции или процесса), а также как искусство.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абалкин Л.И. Неиспользованный шанс. Полтора года в правительстве. – М.:
Политиздат, 1991. - 304 с.
5
2. Ансофф И. Стратегическое управление: / Пер. с англ. – М.: Экономика, 1999. – 519 с.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи, 1994. – 685с.
4. Зарецкий А.Д. Менеджмент: учебник /А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. – М.: КНОРУС,
2016. – 268 с.
5. Кодирова А.С. Корпоративное управление и корпоративный менеджмент: эволюция,
модели, сходства и различия. – М., 2016. – С. 55-60.
6. Марков С.Н. Особенности управления корпорацией в российской практике. – Омск,
2015. – С.44-49.
7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: / Пер. с англ. М.: Дело,
1992. – 702 с.
8. Орехов С.А. Основы корпоративного управления: учебник. – М: Маркет ДС, 2015. –
357 с.
9. Оучи У.Г. Методы организации производства: японский и американский подходы; /
Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1984. – 183 с.
10. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь/ Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский,
Е.Б. Стародубцева, 2-е изд. – М: ИНФРА-М, 1999. – 479 с.
11. Рогозин А. Р. Проблемы корпоративного менеджмента в России // Проблемы и
перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, декабрь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 205-208.
12. Тэйлор Ф.У. Принципы научного менеджмента/Пер. с англ. -М.: Контроллинг, 1991. –
104 с.
13. Уотерман Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие
компании: / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1988. – 362 с.
14. Шихвердиев, А.П. Корпоративное управление: учебное пособие. – Сыктывкар: Изд-во
СГУ им. Питирима Сорокина, 2015. – 241 с.