Фрагмент для ознакомления
2
Задания для самостоятельной работы
1.1. Составьте аннотированный список литературы по теме: «Вопросы педагогики и психологии профессионального развития в трудах отечественных и зарубежных ученых». Определите актуальные проблемы.
1. Астанина С.Ю., Шестак Н.В., Чмыхова Е.В. Модульный подход в практике профессионального образования. — Москва: Современный гуманитарный университет, 2012. — 178 с.
Монография посвящена проблеме реализации социального заказа современного российского общества на подготовку выпускников высших профессиональных учебных заведений. Этот заказ сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы страны, за ее социально-экономическое процветание».
Большое внимание также уделяется организации непрерывного профессионального образования.
2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. — М.:Знание», 1973. — 117 с.
В книге раскрываются достижения психологии в изучении способностей, перспективы создания педагогики способностей, которая позволит целенаправленно их формировать у воспитанника.
3. Гончарова Е.В. Психология труда. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), 2018. — 156 с.
Книга позволяет освоить категориальный аппарат психологии труда, диагностический инструментарий по исследованию функциональных состояний работника, его мотивации и эффективности профессиональной деятельности. Работа имеет выраженную практическую направленность. Задания и диагностики помогут расширить понимание предмета и раскрыть возможности их применения в практической деятельности будущих специалистов.
4. Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 125 с.
Пособие знакомит с историей профориентации и основами профессиоведения, дает представление о человеке как самоопределяющейся личности и субъекте труда. В пособии освещаются основные направления психологического сопровождения профессионального развития личности, такие как информирование, диагностика, консультирование, отбор, адаптация и реабилитация. Книга адресована будущим психологам, педагогам, а также всем, кто интересуется вопросами профориентации и профессионального консультирования.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. — М.: Академия, 2006. — 240 с.
В учебном пособии излагаются теоретико-методологические основы профессионального развития, рассматриваются его метапсихологические категории, особенности становления субъекта профессиональной деятельности. Представлены развивающие образовательные технологии. Анализируются психологические барьеры профессионального развития личности. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.
6. Лабынцева И.С., Прима А.К. Субъект учебно-профессиональной деятельности. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2015. – 69 с.
В пособии в краткой форме представлены основные положения психологии субъекта и даны методические рекомендации по выполнению индивидуального творческого задания «Я – субъект учебно-профессиональной деятельности», которое направлено на самопознание и формирование компетенций, связанных с готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию своего творческого потенциала в учебно-профессиональной деятельности и последующем профессиональном становлении.
7. Левин Дэвид П. Объектные отношения, работа и Я. Пер. с англ. Багрянцевой А. — 2-е изд. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2020. — 238 с.
В настоящей книге Дэвид П. Левин использует психоаналитическую теорию объектных отношений в анализе мотивации работы и смысла работы. Взяв за основу труды таких авторов, как Дональд Винникотт, Отто Кернберг и Мелани Кляйн, он анализирует три ключевых фактора в понимании работы: чувство вины, жадность и Я. Особое внимание уделяется факторам, определяющим индивидуальную эмоциональную способность человека выполнять работу, используя при этом Я и весь творческий потенциал, а также рассматриваются всевозможные нарушения данной способности. В данной книге рассматриваются следующие вопросы: проблема работы; жадность, злость и поиск собственного Я; навыки, власть и авторитет; работа и реальность.
8. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности: Ранние работы. — М.: Смысл, 2003. — 439 с.
Книга содержит ранние и ретроспективные работы по психологии выдающегося отечественного ученого А.Н. Леонтьева (1903–1979), отражающие путь становления его научных воззрений в диалоге с его учителем Л.С. Выготским в 1920–1930-е годы. Освещает вопросы развития мышления, генезис деятельности.