Фрагмент для ознакомления
2
1. ВЛИЯНИЕ ОТКЛОНЕНИЙ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Задание 1.
1. Какой тип нарушений психических функций имеется в данном
случае?
Представленная ситуация (Валентина, 12 лет, ученица 5 класса), согласно типологии В.В. Лебединского, характеризует поврежденное развитие, выраженное в органической деменции. Возникновение органической деменции стоит связать с перенесенным инфекционным заболеванием. Влияние инфекционного заболевания проявилось в повреждении мозговых систем, которые к данному возрасту были сформированы и развиты .
По типологии Г.Е. Сухаревой, данное состояние соответствует третьему типу, характеризуемому вялостью, апатией, резким снижением активности мышления. Кроме того, снижается критичность и способность к самооценке действий, когда ребенок не воспринимает собственных ошибок и не осознает проблемы своего состояния. Присутствуют нарушения функций лобных долей мозга .
Сложность данного состояния в детском возрасте том, что оно сочетает в себе проявления повреждения и недоразвития мозговых систем, в частности, лобных долей мозга.
В пользу органической деменции (а не олигофрении) в данной ситуации говорит тот факт, что девочка родилась и развивалась нормально, показывала успехи в учебе. Если сравнивать данное состояние с задержкой психического развития, то органическая деменция характеризуется возникновением проблем социальной адаптации, более сложными и серьезными нарушениями мозговых функций, обеспечивающих критичность мышления, способность к самоанализу и самооценке поведения, обобщению, систематизации, памяти.
Учитывая возраст ребенка (12 лет) стоит отметить, что серьезное негативное влияния органическая деменция оказывает на интеллектуальную деятельность, в том числе, заинтересованность и целенаправленность в образовательном процессе .
Таким образом, в данном случае описано поврежденное развитие – органическая деменция, вызванная перенесенным инфекционным заболеванием. Очаг поражения сосредоточен в лобных долях головного мозга, что проявляется в нарушении интеллектуальных функций, памяти, снижении самоконтроля, мотивации, целеустремлённости.
2. Что необходимо срочно предпринять родителям?
В данной ситуации родителям необходимо срочно провести комплексное нейропсихологическое обследование ребенка. Для этого рекомендуется не ограничиваться обращением к психологу, а получить консультацию невропатолога и психиатра, специализирующихся на лечении детей.
В первую очередь необходимо обратиться к детскому невропатологу для того, чтобы оценить общее текущее состояние ребенка, систематизировать причины и факторы, оказавшие влияние на возникновение проблемы (анамнез). В медицинском учреждении по направлению врача-невропатолога рекомендуется пройти обследование состояния и функциональности головного мозга, например, электроэнцефалографию, МРТ, УЗИ, что позволит более точно определить очаги поражения и подобрать комплексную, в том числе, медикаментозную, терапию. В состав мед
Фрагмент для ознакомления
3
1. Детская патопсихология: хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. – М.:«Когито-Центр», 2001. – 351 с.
2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.
3. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.
4. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 576 с.
5. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка– СПб.: ПРАЙМЕВРОЗНАК, 2003. — 384 с.