Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
1. Каково значение методов статистической обработки результатов в научном исследовании? 4
2. Какую роль играют творчество и новаторство в исследовательской работе? 5
3. Охарактеризуйте направление моделирования в психологии – моделирование психики, приведите примеры. 8
4. Какие виды представления результатов научного исследования существуют, дайте характеристику каждому. 9
ВЫВОДЫ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Цель написания контрольной: закрепление теоретического материала, представленного в лекциях и знаний, полученных в ходе проведения семинарских занятий, расширение представлений о методологии психолого-педагогических исследований.
Методологическое знание выступает в форме как предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность определённых видов деятельности (нормативная методология), так и описаний фактически выполненной деятельности (дескриптивная методология). В современной литературе под методологией обычно понимают, прежде всего, методологию научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
Методология определяет характеристику компонентов научного исследования (проблема, цель, объект, предмет, задачи исследования, совокупность исследовательских средств, которые необходимы для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи – гипотеза исследования). Наиболее важным аспектом методологии являются постановка проблемы , построение предмета исследования и построение научной теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности, т. е. соответствия объекту изучения.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Каково значение методов статистической обработки результатов в научном исследовании?
Методами статистической обработки результатов исследования называются математические приемы, формулы, способы количественных расчетов, с помощью которых показатели, получаемые в ходе исследования, можно обобщать, приводить в систему, выявляя скрытые в них закономерности.
В зависимости от применяемых методов можно охарактеризовать выборочное распределение данных исследования, можем судить о динамике изменения отдельных показателей, о статистических связях, существующих между исследуемыми переменными величинами.
Статистическая обработка результатов исследования дает специалисту возможность ответить на ряд вопросов:
1. Чем один человек отличается от другого (или группы лиц) по исследуемой психологической характеристике?
2. Чем отличается уровень развития одной психологической характеристики от другой у данной личности?
3. Как развиваются две группы лиц по какой-либо психологической характеристике и др.
Ответы на эти и другие вопросы могут быть получены в ходе психодиагностического обследования и зависят от правильного проведения этого обследования, а также от грамотной обработки и интерпретации полученных результатов.
Все методы статистического анализа условно делятся на первичные и вторичные.
Первичными называются методы, с помощью которых можно получить показатели, непосредственно отражающие результаты проводимых в эксперименте измерений. Под первичными статистическими показателями имеются в виду показатели, которые применяются в самих психодиагностических методиках и являются итогом начальной статистической обработки результатов диагностики.
К первичным методам статистической обработки относят: определение среднего арифметического, дисперсии, моды и медианы.
Вторичными называют методы статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности.
К вторичным методам статистической обработки относят: корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ, методы сравнения первичных данных двух или нескольких выборок.
В практике психолого-педагогических исследований применяются не только простые случайные отборы, но и более сложные методы отбора: расслоенный случайный отбор, многоступенчатый отбор и др.
Математические и статистические методы исследования являются также средствами получения нового фактического материала. С этой целью используются приемы шаблонирования, повышающие информативную емкость анкетного вопроса и шкалирования, дающего возможность более точно оценивать действия как исследователя, так и исследуемых.
2.Какую роль играют творчество и новаторство в исследовательской работе?
Поскольку научное исследование направлено на получение новых знаний, это дает основание рассматривать его как творческий процесс. Новизна выступает одним из критериальных признаков творчества. Новизна результата, оригинальность методов и приемов его получения, новое в системе отношений субъекта деятельности — все это имеет место в творчестве.
Можно выделить ряд направлений, по которым проводится анализ научного творчества.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Борытко, Н.М. Методология и методы психологопедагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 320с.
2.Бусыгина, Н. П. Качественные и количественные методы исследований в психологии : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. П. Бусыгина. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 423 с.
3.Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М., 1976
4.Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208 с.
5.Колмогорова, Н. В. Методология и методика психологопедагогических исследований: учебное пособие / Н. В. Колмогорова, З. А. Аксютина. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2012. – 248 с.
6.Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. – 457 с.
7.Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях-М.: МЗ-Пресс, 2004. – 67с.
8.Овчаров, А. О. Методология научного исследования : учебник / А.О. Овчаров, Т.Н. Овчарова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 310 с.
9.Середенко, П. В. Психолого -педагогическое исследование: методология и методы: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / П. В. Середенко. – Южно -Сахалинск : СахГУ, 2010. – 188 с.
10.Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов психолого-педагогических факультетов высших учебных заведений. - Великий Новгород: НовГУ, 2010. – 114 с.
11.Циулина, М.В. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие / М.В. Циулина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 239 с.