Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что плавание является не только одним из видов спорта, но и полезным навыком для человека.
Еще с давних времен известно, что плавание носит оздоровительный характер. Умение плавать необходимо для каждого человека, ведь оно приводит к физиологическим изменениям и укреплению здоровья человека, а совершенствование организма является важной составляющей для жизнедеятельности человека.
На сегодняшний день в нашей стране в системе дополнительного образования организуются и проводятся групповые занятия по плаванию для людей разного возраста и уровня подготовленности. Занятия проводится без учета возрастных физических и психологических данных ребенка, поскольку для руководства бассейна наиболее приоритетным показателем является комплектование коммерческих учебных групп, где на первое место ставится желание посещать занятия в определенные часы и дни. Все это приводит образованию смешанных групп, в которых дети имеют различный возрастной диапазон – от 3 до 7 и от 6 до 14 лет.
При этом в практической деятельности специалисты используют методики (Н.Ж. Булгакова, З.И. Ганчар, Н.Л. Петрова и др.), направленные на обучение плаванию детей примерно одного возраста и уровня подготовленности. В следствие снижается эффективность занятий, и, как правило, падает уровень результатов подготовки детей.
Для эффективного управления процессом обучения плаванию детей в смешанных по возрасту группах необходимы актуальные, объективные и достоверные данные о направленности, организации и содержании учебно-тренировочного процесса. Однако в последние годы подобные исследования не проводились.
Спортивные тренировки на воде имеют статус повышенной опасности, поэтому важно хорошо знать и соблюдать все установленные правила плавания. Чтобы занятия проходили комфортно для всех посетителей также необходимо придерживаться определенного этикета.
В сложившейся ситуации как никогда важно соблюдать технику безопасности на занятиях плаванием.
Цель исследования: рассмотреть особенности техники безопасности на занятиях плаванием.
Исходя из цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть требования по технике безопасности на воде.
2. Изучить правила по технике безопасности на воде.
3. Проанализировать технику безопасности на занятиях в естественном бассейне.
4. Раскрыть технику безопасности на занятиях в искусственном бассейне.
Структура работы. Данная работа имеет традиционную структуру. Она состоит из введения, основной части, подразделенной на параграфы, заключения, списка использованных источников.
1. Требование по технике безопасности на воде
Даже легкая травма на воде представляет опасность для жизни, судорога или потеря сознания могут привести к тому, что человек захлебнется прежде, чем его поднимут на бортик. На воде также значительно усиливается страх при чрезвычайных ситуациях, можно запаниковать и повредить себе или окружающим .
Поэтому очень важно соблюдать все специально разработанные правила безопасности в бассейне:
- снимать цепочки, браслеты и другие украшения перед занятием - предметы могут зацепиться за разделители, стать причиной травмы;
- отменить тренировку, если чувствуется недомогание, при возобновлении занятий после болезни или травмы необходимо предупредить инструктора;
- перед занятием обязательно делать разминку не менее нескольких минут - не разогретые мышцы могут быть травмированы, или сведены судорогой, если сразу перейти к активному плаванию;
- не ходить босиком - высока опасность поскользнуться на залитом водой кафельном полу; для передвижения по бассейну лучше использовать мягкие резиновые шлепанцы с антискользящей подошвой;
- не приносить в помещение раздевалок и душевых бьющихся предметов или стеклянную тару - все нужно предварительно сдать в гардероб;
- не использовать дополнительный инвентарь и плавательные аксессуары без разрешения инструктора - любое оборудование должно быть предварительно проверено на безопасность, многие приспособления не подходят для занятий в условиях бассейна (так движения ног в ластах могут привести к травмам других пловцов);
- не пересекать дорожки - столкновение с двигающимся на высокой скорости пловцом может привести к травмам;
- не прыгать с тумб и вышек без разрешения инструктора - брызги и шум могут дезориентировать проплывающих рядом, также велика опасность кого-нибудь задеть и травмировать .
Если получено повреждение, случилась судорога или ощущается недомогание, головокружение, нельзя самому выбираться из воды или пытаться ухватиться за плывущего мимо человека. Необходимо взяться за бортик или разделитель дорожек, выбросить одну руку вверх и громко позвать инструктора, затем обеими руками облокотиться на опору и ждать помощи .
По установлению СанПин детям до 7 лет нельзя плавать при температуре воды ниже 30-32 градусов, это может вызывать переохлаждение. Поэтому лучше избегать открытых и типовых общественных бассейнов, где температура воды обычно поддерживается в районе 23-28 градусов. Для детей существуют как специальные бассейны на территории дошкольных учреждений, так и отдельные помещения в общих спортцентрах.
Нужно также учитывать правила о количестве нагрузки для детей - лучше представлять физические упражнения в игровой форме, дать ребенку привыкнуть находиться в воде. Использование игрушек и дополнительного инвентаря (надувных кругов, пробковых досок, наплечников) нужно сначала согласовать с тренером. Правила поведения в бассейне для школьников старшего возраста, хорошо умеющих плавать, такие же как для взрослых .
Уроки физкультуры для детей часто заменяют на плавание, в некоторых школах и детсадах есть собственные бассейны. Хотя группы занимаются под присмотром учителей, но подвижность и активность детей повышает риск возникновения опасных ситуаций.
Правила при плавании в детском саду включают следующие пункты:
- в младшей группе проводятся игровые занятия с целью приучить ребенка без страха находиться в воде; тренируется координация рук и ног, правильное дыхание;
- в старшей группе дети учатся уверенно держаться на воде, изучаются основные правила спортивных стилей плавания;
- рекомендуется набирать в группу до 6 детей, чтобы тренер мог контролировать каждого;
- время занятий зависит от возраста - для самых младших не дольше 15 минут, для старшей группы - 20-25 минут.
Маленькие дети плохо выдерживают длительное сосредоточение внимания, поэтому заключительную треть урока отводят на игры и расслабленное плавание, во время которых закрепляются полученные навыки. В школе время занятий увеличивается - от 30 минут в воде, плюс 10-15 минут предварительной разминки .
Техника безопасности в бассейне для школьников включает следующие правила:
- заниматься только под контролем инструктора по плаванию, правильно выполнять все указания при выполнении физических упражнений в воде;
- не поднимать шума - дети часто увлекаются и азартно кричат во время спортивных игр, но при опасной ситуации общий шум может помешать услышать крик о помощи;
- не бегать в помещении бассейна - когда ребята бегают и толкают друг друга, риск поскользнуться на скользком полу выше;
- не выходить из воды и помещения бассейна без уведомления инструктора;
- при ощущении недомогания или озноба во время урока нужно немедленно выйти из воды и растереться полотенцем .
Если ребенок заметит, что другой чувствует себя плохо или неестественно ведет себя, нужно сразу привлечь внимание учителя. После занятия все ученики принимают душ, после которого до выхода на улицу в холодное время года должно пройти не менее 50 минут - поэтому уроки физкультуры нельзя ставить последними в расписании.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авакян Л.В. О развитии плавания в России на современном этапе // Региональный вестник. 2019. № 16 (31). С. 23-25.
2. Бакшеев М.Д. Особенности начального обучения плаванию // В сборнике: Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и спорта. материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 197-203.
3. Батербиев, М.М. Формы организации образовательного процесса в разновозрастных учебных группах по плаванью / Батербиев М.М. // Педагогические технологии. – 2019. – № 1. – С. 41–45.
4. Иванова, Л.А. Безопасное плавание / Л.А. Иванова, О.А. Казакова, Н.В. Гурова, Л.Г. Головина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 3 (157). – С. 146-150.
5. Плавание: учебник для вузов / В. З. Афанасьев [и др.]; под общей редакцией Н. Ж. Булгаковой. - 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2020. - 344 с.
6. Плавание с методикой преподавания: учебник для среднего профессионального образования / Н. Ж. Булгакова [и др.]; под общей редакцией Н. Ж. Булгаковой. - 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2022. - 344 с.
7. Николаев, Ю.М. Теория физической культуры: современные подходы: учебно-методическое пособие / Ю.М. Николаев. – СПб.: изд-во «Олимп-СПб», 2020 – 120 с.
8. Теория и методика избранного вида спорта: водные виды спорта: учебник для вузов / под редакцией Н. Ж. Булгаковой. - 2-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 304 с.