Фрагмент для ознакомления
2
Контрольная работа
1.Конспекты НОД по заучиванию стихотворений для детей разных возрастных групп с анализом
1 младшая группа
Тема: Заучивание стихотворения В.Берестова «Котенок»
Цель: познакомить с содержанием произведения, развивать способность понимать содержание стихотворения без наглядного сопровождения.
Задачи:
Образовательные:
-учить определять животное по описанию;
- закреплять и уточнять знания детей о домашнем животном — кошке;
- пополнить словарный запас: «котёнок», «мяу», «прыг-скок», «цап-царап».
Развивающие:
- развивать способность понимать содержание стихотворения;
- развивать речевую активность детей;
- развивать внимание детей.
Воспитательные:
-воспитывать любознательность, интерес к животным;
-воспитывать любовь к животным.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «кошка», беседа о кошке, ее особенностях, поведении; рисование разноцветных клубочков
Планируемые результаты: уметь по словесному описанию взрослого отгадывать животное, проявлять эмоциональную отзывчивость на стихотворение В. Берестова «Котёнок», отвечать на простые вопросы.
Ход НОД
Дети садятся полукругом. Воспитатель садится перед ними.
Вводная часть.
На ковре игрушка, накрытая платком.
Воспитатель: Ребята кто же это спрятался у нас под платочком?
У него мягкая шубка,
Острые коготки,
Пушистый хвостик
И длинные усы.
А ещё он может мяукать и мурлыкать:
«Мяу…», «Мур…»
Кто это? (воспитатель снимает платок с игрушки). Правильно это котёнок. А как вы думаете, котята где живут? Правильно котята живут в доме, значит это домашние животные. А у кого дома живет кошка или кот и как зовут? (ответы детей) Он ещё маленький, давайте мы придумаем имя нашему котенку (ПУШОК)
Основная часть.
Воспитатель: Давайте рассмотрим нашего котенка. Какая у него шерстка? Какой хвостик? Какие лапки? Какие глазки? (ответы детей) Давайте погладим нашего Пушка (дети гладят игрушку). Какой он? (мягкий, пушистый)
Котенок Пушок-это детёныш мамы-кошки. Как и мы, он любит бегать, прыгать. А во что любят играть котята? (ответы детей) Конечно же в клубочки. (Воспитатель достает клубок)
Зрительная гимнастика (следят глазами за движением клубочка, который перемещает воспитатель)
А хотите послушать стихотворение про нашего котёнка? Написал его поэт и писатель В. Берестов, оно так и называется «Котенок».
Если кто-то с места сдвинется,
На него котёнок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котёнок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдёшь из наших лап!
Вопросы:
- Про кого рассказывается в стихотворении? (Ответы детей).
- Как прыгает котёнок Пушок? (Прыг-скок.)
- Как ловит котёнок Пушок клубок? (Цап-царап).
- Как котёнок мяукает? (Мяу).
Опишите, какой он? (Ответы детей: пушистый, маленький, белый, хороший)
Воспитатель: Ребята, давайте повторим слова: котёнок, мяу, цап-царап, прыг-скок, мур.
(Ответы детей хором и индивидуально).
Воспитатель: А сейчас вы, мои ребятки, станете котятками.
(Дети встали).
Физкультминутка (движения по ходу текста)
Все котятки мыли лапки
Вот так, вот так! (гладят руки)
Мыли ушки, мыли брюшко
Вот так, вот так! (гладят ушки, животик)
А потом они играли
Вот так, вот так (прыжки)
А потом они устали
Сладко-сладко засыпали
Вот так, вот так! (закрыли глазки, ручки сложили под щечку)
Воспитатель: Молодцы, ребятки!
Воспитатель: Ребята, давайте выучим стихотворение про котенка!
Воспитатель повторяет первую строчку стихотворения. Просит 3–4 детей повторить фразу. Затем вторую строчку и т.д. Воспитатель читает стихотворение полностью, а потом воспроизводит его с помощью детей.
Рефлексия
- Кто сегодня был у нас в гостях? (Котёнок).
- Как его зовут? (Пушок).
- Покажите, как Пушок прыгает? (дети показывают)
- А как он мяукает? (дети мяукают)
Воспитатель: Слушайте, что говорит вам Пушок (Мяу, мяу, мяу), это он говорит вам «До свидания»!
Давайте попрощаемся с Пушком. Сначала тихо! Затем громко! А теперь ласково! (дети прощаются) До свидания, Пушок! Приходи к нам в гости еще.
Анализ
При выборе темы НОД и материалов к нему опора осуществляется на главные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы, учет возрастных особенностей и возможностей детей, а также уровень их развития на данном этапе.
Цель: знакомство детей с содержанием русской народной песенки. Приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия.
Учить отвечать на вопросы.
Задачи:
Образовательные:
1.Учить детей к умению слушания и понимания содержания фольклорных произведений, эмоционально реагировать на них. Обогащать и активизировать словарный запас.
Развивающие:
1.Развивать речевое общение и двигательную активность.
Воспитательные:
Воспитывать культуру общения; интерес и положительное отношение к образовательной деятельности.
Предварительная работа: Беседа о времени года, о солнышке, о погоде, изготовление дорожки, деревьев, моркови.
Были созданы благоприятные условия для проведения НОД.
1.В группе проведена влажная уборка, проветрено.
2.Подготовлен соответствующий материал для осуществления образовательной деятельности.
3.Продумано размещение детей.
Использовались следующие методы: словесный, наглядный, игровой.
Приемы: Ситуативный разговор, совместная деятельность детей и воспитателя, поощрение.
Словарная работа: активизация в речи слов – «ноги», «ножки», «дорога», «дорожка», «зайка».
Планируемые результаты: ребенок активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками при проведении организованной прогулки; проявляет интерес к совместной деятельности, эмоционально откликается на художественное произведение.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Использовались такие формы организации детей, как:
• групповая – упражнение «Поздороваемся», «С добрым утром», которые способствовали концентрации внимания детей перед началом НОД и приветствие гостей в игровой, увлекательной форме.
• индивидуальная – ответы на вопросы, которые позволили поупражнять детей в диалогической речи.
Структура и содержание занятия соответствовала возрастным особенностям и возможностям детей, состояла из 3-х взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной.
Смена видов деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей ННОД.
В ходе проведения ННОД, старалась, чтобы у каждого ребенка была возможность проявить свои способности, по желанию ответить, повторить за воспитателем. Обогащала словарь детей, развивая предпосылки их коммуникативных умений.
Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, учитывались речевые возможности каждого ребёнка. В процессе НОД велась работа над активизацией словарного запаса детей.
Заключительной части был подведен итог образовательной деятельности (использование элементов рефлексии) с помощью ответов детей на заданные вопросы, что позволило проанализировать уровень восприятия стихотворного содержания и эмоциональный отклик на литературное произведение. Была дана положительная оценка всем детям по реализации совместной деятельности.
Задачи на будущее:
Продолжать работу по развитию художественного восприятия.
Совершенствовать речевую активность.
Развивать коммуникативность, активность детей при проведении НОД.
Я считаю, что все поставленные сегодня мною задачи, решены в полной мере, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. А теперь я с удовольствием выслушаю Ваше мнение и учту все замечания в дальнейшей моей педагогической работе!
2 младшая группа
Конспект НОД во второй младшей группе по развитию речи
«Заучивание стихотворения А.Барто «Кораблик»
Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Барто «Кораблик», учить выразительно читать его.
Задачи:
• Обучающие: способствовать формированию умения понимать смысл художественного произведения, умения определять тему рассматриваемой картины, называть явления и действия, происходящие в ней, совершенствовать выразительность речи, диалогическую речь, продолжать расширять и обогащать словарный запас.
• Развивающие: способствовать развитию памяти через заучивание стихотворения с помощью мнемосхем;
• Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: рассматривание картин о весне, отгадывание загадок, наблюдения на прогулке.
Словарная работа: матросская шапка, по пятам, капитан.
Ход занятия:
1. Воспитатель: Доброе утро, дети и гости.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Ответ детей: Наступила, пришла Весна.
Воспитатель: Правильно, дети, весна. Сегодня мы поговорим об этом времени года. А чтобы разговор наш был интересным, я кое-что приготовила для Вас.
2. Достаю красочную коробку.
Воспитатель: Хотите узнать, что в этой коробке?
Ответ детей: Да.
Воспитатель: Я приготовила для вас картинки о весне.
Д/и «Я начну, а вы продолжите»
Воспитатель: солнышко весной… (светит и греет)
Воспитатель: весной снег… (тает и бегут ручьи)
Воспитатель: весной на земле…(появляются проталины)
Воспитатель: весной на деревьях…(набухают почки и появляются листочки)
Воспитатель: весной возвращаются…(птицы из тёплых краёв)
Воспитатель: дети весной…(пускают кораблики)
3. Воспитатель: Ребята, а вы не видели в группе необычный чемодан?
Вот он! Это чемодан интересных вещей.
Хотите посмотреть, что же в нем.
Что же это?
Правильно, кораблик.
Что же ещё, лежит в чемодане?
Мальчик – кукла, веревка, шапка.
А ещё в чемодан лежит… лягушка и книжка А.Барто
4. Проблемная ситуация.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы познакомимся с новым стихотворением,
которое написала детская писательница А. Барто.
- Кто написал? (А. Барто).
- И называется оно «Кораблик». В нем рассказывается обо всех вещах,
которые мы достали из волшебного чемодана. Садитесь по удобнее и слушайте внимательно.
5. Чтение стихотворения воспитателем.
Матросская шапка, веревка в руке,
Тяну я кораблик по быстрой реке,
И скачут лягушки за мной по пятам
И просят меня: «Прокати капитан».
6. Работа по содержанию стихотворения.
- Вам понравилось стихотворение?
Словарная работа.
Воспитатель: Дети вы знаете, что такое матросская шапка? Кто ее надевает?
Ответ детей: Матросы.
Воспитатель: Матросы это те, кто служит на корабле.
Хоровой повтор слова с отхлапыванием со сменой положения рук.
Воспитатель: А как вы понимаете слова «и скачут лягушки за мной по пятам»?
Ответ детей: Наступает на пятки, идет близко.
Хоровой повтор. Индивидуальный повтор.
Воспитатель: Кто такой капитан? (ответы детей)
Воспитатель: Капитан - самый главный на корабле.
Хоровой повтор слова.
7. Воспитатель: А давайте посмотрим, что же еще осталось в моём чемодане. (Достаю мнемокартинки). Посмотрите, какие интересные картинки. Они помогут нам запомнить и рассказать стихотворение о кораблике. Смотрите и слушайте внимательно.
Чтение стихотворения, используя мнемокартинки.
Воспитатель: А теперь давайте поговорим по этим картинкам.
Вопросы на последовательность с хоровым повтором каждой строчки стихотворения:
Воспитатель: Что это?
Ответ детей: Матросская шапка.
Воспитатель: Что в руке у мальчика?
Ответ детей: Веревка в руке.
Воспитатель: Что тянет мальчик?
Ответ детей: Кораблик.
Воспитатель: По какой реке тянет кораблик?
Ответ детей: По быстрой реке.
Воспитатель: Кто скачет за мальчиком?
Ответ детей: Лягушки.
Воспитатель: О чем просят лягушки?
Ответ детей: Прокати капитан.
8. Чтение стихотворения вместе с детьми хором с обыгрыванием.
9. Чтение стихотворения детьми индивидуально.
Воспитатель: А кто хочет примерить матросскую шапку и рассказать стихотворение?
Чтение стихотворения с желающими детьми. (Ребенок рассказывает с опорой на таблицу).
10. Воспитатель: А сейчас мы отправимся в настоящее плавание по морям.
Распределяю по два человека возле каждого тазика с водой.
Воспитатель: Покажите, как дует ветер. Носиком глубокий вдох, ртом выдох очень резко и быстро дуем на кораблики.
Итак, отправляемся в путь.
11. Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось играть? Молодцы ребята. Все хорошо отвечали. Особенно мне понравилось, как вы рассказывали стихотворение по картинкам. А напоследок я предлагаю вам заглянуть в мою коробочку и посмотреть, что же там осталось еще? Эти кораблики я приготовили для вас в подарок.
Анализ
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект взят в соответствии с задачами основной образовательной программы «От рождения до школы», соответствующими данному возрасту детей. Для реализации задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной форме программные задачи.
Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Барто «Кораблик», учить выразительно читать его.
Задачи:
• Обучающие: способствовать формированию умения понимать смысл художественного произведения, умения определять тему рассматриваемой картины, называть явления и действия, происходящие в ней, совершенствовать выразительность речи, диалогическую речь, продолжать расширять и обогащать словарный запас.
• Развивающие: способствовать развитию памяти через заучивание стихотворения с помощью мнемосхем;
• Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе.
Вводная часть организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организованном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод: «Ребята, а вы не видели в группе необычный чемодан?».
Основная часть представляла собой специальную организацию и самостоятельную деятельность детей, направленные на решение задачи.
В заключительной части подведен итог деятельности. Закрепление положительных результатов занятия осуществлено словесным поощрением.
В работе с детьми использована беседа, художественное слово, вопросы детям на сообразительность и логическое мышление
- все это способствовало эффективности НОД.
На НОД применялись следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
На протяжении всей НОД поддерживался детский познавательный интерес эмоциональной и выразительной речью. Обращаясь к детям, использованы доступные вопросы. Поставленная цель достигнута, задачи решены.
Средняя группа
Заучивание стихотворения «Одуванчик» в средней группе.
Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Коммуникативная», «Развитие речи», «Двигательная», «Изобразительная»
Цель: Заучивание стихотворения «Одуванчик».
Задачи:
Образовательные: учить детей запоминать короткие стихотворения, опираясь на картинки.
Развивающие: развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.
Воспитательные: воспитывать интерес к литературе, любовь к родному языку, бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: картинки с изображением одуванчика, картинка с изображением котенка, мольберт, султанчики, краски, кисточки, листы бумаги.
Методические приёмы: игровая ситуация, беседа-диалог, вопросы педагога, ответы детей, рассматривание картинок, загадка, чтение стихотворения «Одуванчик», игры «Скажи какой», «Закончи предложение», «Подбери картинку», дыхательная гимнастика «Ветерок», физкультминутка «Одуванчик», рассказывание стихотворения с использованием мнемотехники (с опорой на картинки, рисование одуванчиков, подведение итогов.
Ход занятия в детском саду.
I Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Порадуемся солнцу и птицам,
А так же порадуемся улыбчивым лицам.
И всем, кто живет на этой планете,
«Доброе утро» скажем мы взрослым и детям.
Воспитатель: Сегодня мы будем учить стихотворение, про цветок. Про какой, вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка. Цель: Сосредоточить внимание детей на понятии, которое изучается.
Капли солнца спозаранку
Появились на полянке
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился….(одуванчик).
II Основная часть.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, котенок играет с одуванчиками, но они, почему — то разного цвета, один желтый, а другой белый. Вы знаете почему? (предположение детей)
Воспитатель: Одуванчики ярко-желтого цвета, когда они цветут (значит, покрываются цветками, цветки распускаются). А когда отцветают, становятся белыми (значит, перестают цвести, вянут, образуют семена). Ветер сдувает семена. Они разлетаются, падают на землю, прорастают и появляются новые цветы. (активизация словаря детей).
Воспитатель: Послушайте, какое стихотворение написала Зинаида Александрова, оно так и называется «Одуванчик» (воспитатель читает стихотворение)
«Одуванчик»
Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
Воспитатель: Понравилось вам это стихотворение? (ответы детей). Сегодня, мы его будем учить. Но сначала поиграем.
Игра 1. «Скажи, какой»
Цель: Учить выделять и называть признаки предмета.
Одуванчик, какой? (золотой, красивый, молодой, седой)
Ветер, какой? (легкий, теплый, весенний, ласковый, свежий)
Воспитатель: Давайте ребята и мы с вами сделаем ветерок.
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Цель: тренировать навыки правильного носового дыхания и углубленного выдоха, активизация губных мышц. (предложить детям подуть на султанчики имитируя дуновение ветра)
Игра 2 «Закончи предложение»