Фрагмент для ознакомления
2
К зачету:
Проект планирования работы по математическому развитию дошкольников на 1 месяц (на сентябрь) + презентация.
Пояснительная записка (возрастные особенности, принципы, методы, формы, приемы).
Согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, к старшему дошкольному возрасту относятся дети 5-6 лет [33, с. 3]. Рассматривая особенности развития элементарных математических представлений у данной категории детей, следует отметить исследование Д.Х. Казакавовой. В своих исследованиях, Д.Х. Казакавова указывает на то, что отражение величины как пространственного признака предмета теснейшим образом связано с восприятием, которое представляет собой важнейший сенсорный процесс, направленный на активное познание и исследование объекта, а также правильное раскрытие тех или иных его особенностей. Различные анализаторы участвуют в этом процессе: зрительный, слуховой, осязательный, двигательный. При этом, двигательный анализатор выполняет векторную роль в их взаимной работе, тем самым обеспечивая правильное формирование и развитие восприятия величины и формы предметов средствами создания сложных структурных систем внутри анализаторных и межанализаторных связей[8, с. 57].
Автор выделяет следующие характерные свойства величины:
1) сравнимость величины представляет собой сопоставление нескольких предметов, для нахождения между ними разницы в величине и построении между ними отношений (больше-меньше, длиннее-короче), осуществляется при помощи наложения или приложения, а также при измерении условной меркой;
2) изменчивость величины выражается в изменении самой величины, а не содержащихся качеств, характерных для предмета;
3) относительность величины в большой степени зависит от глазомера человека, поскольку величина зависит от расстояния сравниваемых объектов;
4) измеримость величины выражается в том, что предмет можно измерить при помощи мерки и выразить в количественной оценке.
Дошкольное образование предполагает усвоение детьми таких величин, как длина, ширина, высота, толщина, масса, объем, площадь, время, температура. При их усвоении дети знакомятся с понятием мерки и различными способами измерения: линейное измерение, измерение объема сыпучих веществ, измерение жидкости. Дети старшего дошкольного возраста начинают знакомиться с общепринятыми эталонами: килограмм, метр, сантиметр, литр. При этом дети старшего дошкольного возраста при изучении таких величин как длина, ширина, высота сталкиваются с определенными трудностями.
Во-первых, надо отметить, что данные величины являются параметрами трехмерности. М. Фидлер описал наблюдения за детьми дошкольного возраста, делая акцент на том, что при сравнении двух предметов по величине, без явного отличия, старшим дошкольникам трудно дифференцировать высоту, они ошибочно выделяют длину или ширину. Существует, также ошибочный показ высоты на объемном предмете в виде обозначения его верхней грани[28, с. 38].
Во-вторых, Н.И. Фрейлах отмечает, что при изучении величин у детей прослеживается запущенность в понимании такого понятия как размер, поскольку его редко использует, для них данное понятие абстрактно[29, с. 128].
В-третьих, К.А. Киричек пишет о затруднениях в измерительной деятельности, которые отражаются в непонимании использования одинакового способа измерения в разных условиях, а также ошибочная постановка точки отсчета в линейном измерении [10, с. 15].
А.А. Мукатова рассматривает проблему отражения величиныне только как проблему восприятия. В равной степени она рассматривается и как проблема мышления. Правильное восприятие предметных величинопределяется опытом ребенка по оперированию предметами на практике, уровнем развития глазомера, частоты использования процессе восприятия таким мыслительных процессов как сравнение, анализ, синтез. Рассматривая предпосылки формирования восприятия размера и формы предметов, автор указывает на факт того, что в младшем дошкольном возрасте дети достаточно прочно закрепляют сформированный признак величины за конкретным предметом, хорошо им знакомым: «Шкаф большой, а стул маленький». Дети постепенно и с трудностьюначинают понимать относительностьвеличин.Самый простой способ определения относительных величин – это непосредственное сравнениепары предметов.Величина и форма предмета, как основные предметные свойства, передаются в различные анализаторы: зрительный, осязательный и мышечный[18, с. 69].
К.В. Пальчик удачно описывает процесс оптического восприятия предмета, находящегося на расстоянии. Автор говорит, что в этот момент ребенок активизирует не только зрительную функцию, но и двигательную функцию глазных мышц. Мышечное чувство глазапомогает ребенку заменить «ощупывание» предмета рукой. «Измерителями» служат ощущения, возникающие на основе движения.Роль ручного осязания при восприятии предмета при этом остается ведущей.Соизмерение предметов детьми в раннем возрасте и младшем дошкольном производится практическим путем – наложением предметов друг на друга. В старшем дошкольном возрасте, в процессе сравнения предметных величин на глаз данным приемом пользоваться нельзя. Для того, чтобы оценить высоту дома или длину моста на глаз, требуется развитый глазомер. Развить глазомер можно, если постоянно на практике сравнивать величины предметов[19, с. 167].
Большинство предметовтрехмерные, и имеют длину, ширину и высоту. Оценивая каждое измерение, человек определяется с его размерами: предмет широк, но низок по высоте, этот предмет более узкий, чем другой, предметы имеют одинаковую высоту. Исследование А.Д. Смирновой показало, что при создании педагогических условий для изучения величин, дети старшего дошкольного возраста безошибоксправляются с заданиями на определение длин, ширин и высот предметов. Процесс такого обучения активизирует ребят на поиск и сравнение величин бытовых предметов, игрушек, расположенных в окружающем пространстве[21, с. 164].
В ряде исследований отмечено, что формирование и развитие представлений о форме предметов у дошкольника является первоначальной ступенью сенсорного восприятия, в дальнейшем на которой закладываются применяемые в дальнейшей жизни эталоны. А.А. Столяр утверждает, что развитие представлений о форме у дошкольников – это основная проблема в области математических знаний. Формой называют видимое, поверхностное очертание предмета. В этом случае геометрическая форма становится эталоном для определения формы предмета. В итоге, ребенок сможет определить форму предмета, только в том случае, если знаком с формами эталонов. Поэтому следует вовремя начинать работу по изучению геометрических фигур.В геометрии фигуры бывают плоскими: треугольник, квадрат, круг, овал; и пространственными: куб, шар, пирамида. Обучающая задача педагога состоит из трех пунктов:сформировать у воспитанника умение узнавать эталоны; абстрагировать форму предмета от самого предмета, и замечать ее в других предметах; проводить интеллектуальную замену, выделять в предмете существенные признаки[22, с. 63].
Н.Ю. Абутасова и Н.Г. Шмелева, изучая становление представлений о форме у детей дошкольного возраста, отмечают, что этот процесс происходит в развитии восприятия и пространственного мышления ребенка. На него влияет сформированность глазодвигательной координации, опыт предметно-практической деятельности с предметами под контролем зрения и обследования предметов, а также отражения в речи названия формы – комментирование данных действий взрослым. На пятом году под влиянием обучения дети способны выделить некоторые характерные свойства геометрических фигур. В этот период ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения, как между ними, так и между отдельными фигурами. При этом детям еще сложно различать плоские формы и объемные геометрические фигуры: круг-шар, а также близкие по форме объекты: круг и овал, квадрат и прямоугольник. Но по образцу взрослого они могут это сделать и с удовольствием используют данные знания в дидактических и строительных играх, изобразительной деятельности[1, с. 206].
На шестом году ребенок может абстрагировать признак формы от других признаков предметов: цвета, величины, расположения в пространстве, пропорций, частей, различает близкие по форме плоские и объемные фигуры; может выполнять группировки и классификации, опираясь на данный признак; знает особенности геометрических фигур: стороны, углы. Это означает, что он осознанно использует геометрические фигуры как образцы формы предметов в своей деятельности. Так же в шесть лет ребенок делит геометрические фигуры на части; различает и называет многоугольники: треугольники, четырехугольники, пятиугольники, называет и показывает их элементы; умеет сравнивать многоугольники между собой, классифицирует их по размеру и форме; может воспроизводить сложные фигуры в лепке, рисовании и аппликации, конструировании[1, с. 207].