Фрагмент для ознакомления
2
Контрольная работа по дисциплине
«Современные проблемы зарубежной литературы»
1. Тенденции мирового литературного процесса 2-й пол. ХХ века. Постмодернизм.
Проанализируйте фрагмент художественного произведения:
И каждый раз, когда они открывались, стояла ночь и светила луна, а его несли по лестнице, только голова его теперь свешивалась вниз, и наверху горели костры, поднимались к небу багровые столбы ароматного дыма, и внезапно он увидел камень, сверкающий от струившейся по нему крови, и болтающиеся ноги жертвы, которую тащили наверх, чтобы сбросить со ступеней северной лестницы. В последней надежде он стиснул веки, пытаясь со стоном пробудиться. Секунду ему казалось, что он вот-вот проснется, потому что он снова неподвижно лежал в постели, хотя и чувствовал, как болтается все его тело и свесившаяся вниз голова. Но пахло смертью, и, открыв глаза, он увидел окровавленную фигуру жреца, готового приступить к жертвоприношению: жрец двигался к нему с каменным ножом в руке.
Ответьте на следующие вопросы:
1. К какому литературному направлению (эстетической парадигме) данное произведение?
Относится к постмодернизму. Постмодернизм– литературное направление, пришедшее на смену модерну и отличающееся от него не столько оригинальностью, сколько разнообразием элементов, цитатностью, погруженностью в культуру, отражающее сложность, хаотичность, децентрированность современного мира; «дух литературы» конца 20 в; литературу эпохи мировых войн, научно-технической революции и информационного «взрыва». Направление - магический реализм, один из яркий представителей. Проблема отношения «нового» латиноамериканского романа к «новому роману» французскому. Кортасар и новороманисты сходятся в стремлении к непосредственности, в желании освободить человека от гнета условностей
Какие признаки (содержательные, формально-стилистические) на это указывают?
Указывают элементы «минимальной поэтики» «нового романа» (обнажение фикциональной природы рассказа, текст как «рок» персонажа, нарушения хронологии). Кортасар в «отсутствии смысла, нарушении причинно-следственных связей, пустоте» видит проявление чего-то более истинного, чем окружающий нас видимый мир. Тема двойничества и параллельных реальностей — важный мотив многих рассказов Кортасара. Для Кортасара с его ранних работ характерен повышенный интерес к миру сновидений. Он проявляется и в рассказе «Дальняя». Сновидения — еще одна возможность столкнуть реальное и фантастическое, ввести в повседневное элемент иррационального. Это также возможность представить читателю параллельные миры и поставить под сомнение реальность того, что сначала воспринималось как явь. Текст переполнен метафорами и символами. В тексте идет взаимодействие реальности и фантастики.
2. К какому литературному роду, жанру принадлежит данное произведение? Какие особенности фрагмента на это указывают?
Род литературы — эпос. Это-рассказ.
Жанр - магический реализм и писатель- один из яркий представителей.
Современная литература, как и все другие виды искусства, пытается «выделить ощущение в чистом виде, сохранить прямой контакт с реальностью, из которой оно рождается, отказавшись от тяжелых, косных форм, его подавляющих». К этой непосредственности стремился и Кортасар: его целью было «дерзко вступить в контакт с реальностью без посредничества мифов, религий, систем и разграничений».
3. Какие особенности пространственно-временной структуры произведения представлены в данном фрагменте?
Кортасаровские миры подвергаются еще более глубокой «де-евклидизации». Писатель часто признавался, что его восприятие реальности не отвечает законам аристотелевской логики и евклидовым законам пространства: «В каком-то смысле я нахожусь в постоянной размолвке с пространством и временем».
Установить точную хронологию событий в романе не представляется возможным, так как «диахрония, временная последовательность не соответствуют самой природе рассказываемого».Писатель чувствовал, что сквозь многочисленные пространственные и временные зазоры в романе проглядывает другая реальность. Фантастический переход из одного пространства в другое – не сон и не игра воображения, он по-кортасаровски реален. Жизнь его героев протекает в чисто кортасаровском интеллектуальном