Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Выберите психолого-педагогическую диагностику ребенка младшего школьного возраста для выявления адаптации к школе (необходимо обозначить название диагностики, автора, на что направлена), аргументировав свой выбор.
Один из способов сокращения времени, затрачиваемого на обследование детей, состоит в том, чтобы там, где это возможно и допустимо, проводить не индивидуальное, а групповое обследование детей. Мы предлагаем использовать программу Н.Я Семаго и М. М. Семаго
Задания, предлагаемые в программе, позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего. Таким образом, оценивается сформированность регуляторного компонента деятельности в целом. Следует отметить, что выделение произвольной регуляции собственной деятельности как первостепенной составляющей готовности ребенка к началу обучения является основой данной программы, принципиальной позицией авторов (Н.Я. Ceмаго, М.М. Семаго, 2001).
Задания создавались исходя из требований стандартной программы дошкольного образования и отражают необходимыe умения и навыки счетных операций и звукобуквенного анализа, которые должны быть сформированы у детей этого возрастного диапазона.
Кроме этого, оценивается уровень развития моторных навыков, в частности мелкой моторики, возможность удержания простой моторной программы в графической деятельности (задание No 1), а также появляется возможность сопоставить эти особенности графики и качество графической деятельностии в свободном рисунке (задание No 5). Косвенно (в первую очередь, в заданиях No 1,2,5) учитывается и уровень сформированности пространственных представлений, которые также являются неотьемлемой составляющей когнитивного развития ребенка.
Помимо оценки результатов выполняемых заданий, авторы сочли важным и необходимым учесть особенности деятельности и характер поведения ребенка в процессе работы. Сочетание объективной оценки результатов деятельности ребенка и субъективной оценки его поведенческих особенностей специалистом позволяет в достаточной степени, с нашей точки зрения, избежать однобокости в оценке возможностей ребенка.
Задание 2. Напишите основные области затруднения в общении, которые могут встретиться в педагогической практике. Напишите рекомендации для педагогов по преодолению затруднений в общении.
Могут быть выделены следующие основные области затруднений человека в общении:
1) этно-социокультурная,
2) статусно-позиционно-ролевая,
3) индивидуально-психологическая
4) возрастная,
5) деятельностная,
6) область межличностных отношений.
Этно-социокультурная область затруднений связана с особенностями этнического сознания; ценностями, стереотипами, установками сознания человека в общности в конкретных условиях ее социального и культурного развития. Как правило, затруднения общения, вызываемые этно-социокультурными особенностями его субъектов, принимаются как сами собой разумеющиеся. В то же время очевидно, что каждый субъект деятельности, партнер общения как носитель определенного менталитета, как человек, мышление которого «отлито» в форме родного языка, взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами, традициями, образом мира и мироощущением, присущими народу, представителем которого он является.
Особенности этно-социокультурной области вызывают также целый ряд затруднений в соблюдении этикета общения.
Трудности общения, соотносимые с этно-социокультурной областью, преодолимы, если их специфика отрефлексирована (осознана и принята) педагогом, если он может контролировать свое общение, регламентируя его рамками тех конвенциональных отношений, которые предполагаются конкретной образовательной системой, конкретным образовательным учреждением.
Статусно-позиционно-ролевая область затруднений в общении.
Эта область затруднений в общении обусловливается целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, образовательной системы, региона, города и т. д. Эти затруднения чаще всего возникают в условиях асимметрии статусов, позиции комплементарностности (взаимодополняемости) прав и обязанностей конвенциональных ролей. Например, в школе право учителя спрашивать по конвенциональным отношениям предполагает обязанность ученика отвечать. Если же ученик задает вопрос, на который учитель затрудняется ответить, то, пользуясь своим правом спрашивать, учитель может переадресовать вопрос, отложить ответ и т. д., т. е. изменить ход общения.
Возрастная область влияния.
Возрастные особенности партнеров общения в значительной мере определяют его общий рисунок, вызывая затруднения, если не учитываются им. Известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми; до среднего подросткового возраста почти половина детей предпочитает общение со сверстниками. Это предпочтение становится доминирующим до окончания школы, когда вновь около трети юношей и девушек проявляют интерес к общению со взрослыми.
В общении со взрослым, с педагогом затруднения возникают чаще всего в связи с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, которые продолжают обращаться к нему все еще как к ребенку (обращение педагога в классе «Дети» или «Мальчики и девочки» по этой причине может вызвать негативную или скептически сдержанную реакцию).
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1) Андреев В. И. Педагогическая этика. - Казань, 2017
2) Зиновьева Е.В., Проективные методы в работе с детьми и подростками [Электронный ресурс] : Учебное пособие. — СПб : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2019.
3) Кукушин В. С. Введение в педагогическую деятельность. - М., 2018
4) Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации/Н. Семаго, М. Семаго. – М.: 2005г. -32с.: (Библиотека «Первое сентября», серия «Школьный психолог»).
5) Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2015.
6) Толопило Л. Д., Приемы и методы изучения классным руководителем результатов деятельности ребенка по саморазвитию // Классный руководитель. — 2020. — № 1. — С. 79-85