Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Психологическая диагностика отклонений развития у детей является составной частью комплексного социального обследования. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, т.е. включать в себя изучение всех без исключения сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие). Оно организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно данные показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, отбор методик и интерпретацию полученных результатов.
В процессе обследования важно определить не только актуальные возможности ребенка, но также и его потенциальные возможности в качестве «зоны ближайшего развития». Это достигается предложением заданий разной сложности и оказанием ребенку дозированной помощи в ходе выполнения заданий.
В процессе обработки и интерпретации результатов необходимой является их количественная и качественная характеристику, при этом система показателей должна быть полностью однозначной для всех детей, которые обследуются.
Основная цель психодиагностического исследования ребенка с нарушениями развития – выявление структуры нарушения психической деятельности для нахождения оптимальных путей коррекционной помощи. Конкретная задача определяется возрастом ребенка, наличием или отсутствием нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуацией, этапом диагностики (скрининг, дифференциальная диагностика, углубленное психологическое изучение ребенка для разработки индивидуальной коррекционной программы, оценка эффективности коррекционных мероприятий).
Задачи диагностики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. В соответствии с этим, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Психолого-педагогическое изучение подразумевает под собой получение о ребенке сведений, которые будут раскрывать умения, знания и навыки, которыми он на определенном возрастном этапе должен располагать. Важной является установка запаса представлений об окружающем мире, сформированность качеств, которые необходимо для эффективной учебной работы (волевые усилия, произвольность психической деятельности, самоконтроль и планирование, наличие интереса, мотивации и др.). В том случае, если ребенок готовится к поступлению в первый класс, необходимым является выявление его готовности к обучению (физической, умственной и психологическую). В случае того, если дети уже проходят обучение в школе, то необходимо понять причины отмечающихся у них трудностей [10].
Сведения, интересующие педагога, представляется возможным получить при применении таких методов, как беседа с родителями и ребенком, воспитателями о нем; анализ работ (тетрадей, рисунков, поделок и др.), организованное специально педагогическое наблюдение и обследование.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Педагоги должны разъяснять тему равноправия людей с инвалидностью своим классам/группам, пригласив взрослого или ребенка с инвалидностью, который опишет социальную модель инвалидности.
Цель проведения диагностики - выявление динамики интеллектуального развития учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, информационное обеспечение оптимизации интеллектуального развития каждого обучающегося с ОВЗ [6].
Задачи выявления нарушений развития:
первичная диагностика обучающихся (определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи);
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И. А Соловцова. - М.: Академия, 2015. - 320 c.
2. Виневская А. В. Педагогика. Словарь-справочник коррекционного педагога / А. В. Виневская. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 268 с.
3. Гончарова, В.Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования. Монография / В.Г. Гончарова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 343 c.
4. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Academia, 2019. - 208 c.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пocобие. - Р.н/Д.: Изд-во «Феникс», 2017. - 480 с.
6. Крыжановская Л. М. Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ: учеб. пособие для вузов - М.: Владос, 2018. - 375 с.
7. Лытко, А. Психолого-педагогическая диагностика / А. Лытко. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 272 c.
8. Пачурин Г.В., Шевченко С.М., Горшкова Т.А., Романова М.В. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, современное состояние // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 8-3. – С. 146-152;
9. Психологическая диагностика. / Под ред. Акимовой М.К., Гуревича К.М. СПб.: Питер, 2013 – 312с
10. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 320с.