Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема проектирования образовательных программ в последние десятилетия занимает существенное место в педагогическом процессе, так как реализация образовательных услуг образовательным учреждением детерминирована ее образовательной программой.
Педагогическое проектирование является сложным и многоэтапным процессом. На входе этой системы есть требования Государственных образовательных стандартов, работодателей, обучающихся, родителей.
Следует отметить сложность четкой декомпозиции на этапах проектирования образовательных программ.
Целью данной работы является изучение основных источников проектирования образовательных программ.
Чтобы достичь поставленную цель, необходимо решить определенные задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «проектирования образовательной программы»;
2. Определить основные источники проектирования образовательных программ.
Методологической основой проектирования образовательных программ стали труды таких исследователей как: И.А.Колесниковой, С.Н. Северина, Н. В. Бордовской, А.В. Сластенина, С.И Архангельского, П.И. Пидкасистого, М.П. Сибирской и др.
Образовательная программа рассматривается в работе как документ, определяющий содержание и направленность (профиль) конкретной образовательной организации, а также описывается сущность её построения.
Проанализированы нормативные документы, определяющие проектирование образовательных программ. Особое внимание в работе уделяется рассмотрению основных источников проектирования образовательных программ.
Таким образом, основными источниками для проектирования ООП ООО являются:
1. ФГОС основного общего образования.
2.Примерная основная программа. Основная школа.
3.Основная образовательная программа НОО.
4. Примерные программы по предметам.
1. Понятие проектирования образовательных программ
Программа в переводе от греческого слова «programma» означает «объявление, распоряжение». В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово «программа» трактуется по-разному, как «1. План деятельности, работ. 2. Изложение содержания и цели деятельности ...организации или отдельного деятеля. 3. Краткое изложение содержания учебного предмета. 4. Описание алгоритма решения задачи на языке ЭВМ» [6].
Второй пункт трактовки слова «программа» наиболее полно раскрывает ее значение, как содержания и цели деятельности. Если рассматривать программу образовательного учреждения, то следует рассматривать ее исходя из данного значения.
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понятие «образование» определяется, как «общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенного объема и сложности» [14]. Это определение понятия «образование» шире, чем вышеприведенные. В нем образование рассматривается и как процесс, и как результат этого процесса.
Образовательный стандарт сегодня выступает в качестве инструмента государственной политики в области образования. Как указывает П.И. Пидкасистый: «Образовательный стандарт - это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля» [8].
Посредством образовательных программ реализуются требования образовательного стандарта. Поэтому перейдем к определению сущности понятия «образовательная программа».
Важно отметить, что существуют разные определения понятия «образовательная программа».
Родионова Н. Ф. трактует образовательную программу как ориентирующую модель совместной деятельности педагога и ребенка, средство целевого формирования способности оценивать социокультурные ценности, развития у обучающихся умений решать проблемы, создавая основы для осознанного выбора и освоения знаний [7].
Термин «образовательная программа» в психолого-педагогической литературе употребляется в различных значениях:
1) «образовательная программа как документ, определяющий содержание, направленность (профиль) конкретного образовательного учреждения;
2) образовательная программа школы как учреждения при переходе его работы из режима функционирования в режим развития. Такая программа представляет собой описание системы мероприятий, осуществляемых школой для достижения поставленных целей;
3) образовательная программа как основа индивидуализации обучения» [15].
В педагогическом энциклопедическом словаре отмечается, что «образовательные программы - это документы, определяющие содержание образования вех уровней и направленности. В Российской Федерации образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные» [1]
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
2. Виноградов В. Н., Пивчук Е. А., Прикот О. Г. Проектирование основной образовательной программы школы. Руководство для членов школьных Управляющих советов. — Москва, 2015. — 64 с. — (Серия «Библиотека школьного управляющего»).
3. Гидрович С. Р., Егорова И. И., Курочкина А. Ю. Компетентностный подход к формированию основных образовательных программ третьего поколения. СПб., 2010.
4. Конституция Российской Федерации: по сост. На 2014г. - М.: Эксмо, 2014. - 32 с.
5. Логвинова О.Н. Рекомендации по составлению основной образовательной программы школы в соответствии с ФГОС СОО https://cppm.asou-mo.ru/media/attachments/2020/11/25/oop-fgos-soo.pdf?ysclid=l8wunauqfw516493660
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992. - 928 с.
7. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. Методические рекомендации / Под ред. Родионовой Н. Ф. — СПб., 2005.
8. Пидкасистый П. И. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения / [П.И. Пидкасистый, О.Б.Тыщенко] // Педагогика. - №5. - 2000.
9. Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России №287 от 31.05. 2021 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?ysclid=l8wsfy331u909326281
10. Примерная основная образовательная программа https://fgosreestr.ru/?ysclid=l8wuhl6f9w702782249
11. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения под общей редакцией проф. Чураковой Р.Г. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – с. 184
12. Северин С. Н. Педагогическое проектирование как технология управления качеством педагогического процесса. Брест, 2011.
13. Соломатин А.М. Проектирование ООП и программы развития: проблемы и пути решения https://cppm.asou-mo.ru/media/attachments/2020/10/15/preza_ll_08_10_2020.pdf?ysclid=l8wt9e9zme517373437
14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Омега-Л, 2014. - 134 с.
15. Якиманская И. С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. - 1999. - №3. - С. 39-47