Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Женская проза – это литературоведческий термин, характеризующий явление современной отечественной литературы, представленный творчеством Людмилы Петрушевской, Виктории Токаревой, Дины Рубиной, Галины Щербаковой, Людмилы Улицкой. Этот ряд можно продолжить. В женской прозе отражены особенности женского мировосприятия. В ней можно выделить новый тип героини. Выделение женской прозы в современной литературе обосновано тем, что ее автор – женщина, главный герой – женщина, проблематика так или иначе связана с тем, что волнует прежде всего женщину: продолжение рода, семья, конфликт матери и дочери и т. д. Ключевая особенность женской прозы – отличный от мужского взгляд на мир.
Повествование в женской прозе идет, как правило, от женского лица. В ней отмечаются черты автобиографизма, часто автор женской прозы обращается к собственной биографии. В этом отношении показательна женская проза Л. Улицкой.
Людмила Евгеньевна Улицкая – известная современная русская писательница, а также первая женщина, которая получила премию «Русский Букер». Её проза уже давно привлекает внимание исследователей.
Многогранность писательского таланта Л. Улицкой, оригинальность его художественного мастерства постоянно привлекают внимание критиков и литературоведов. Женская проза этого известного автора, соединяющая лучшие традиции русской классики с их творческим переосмыслением, в современном литературоведении трактуется по-разному. Специфика современной женской прозы Улицкой до конца не исследована.
Цель данного исследования: изучение женских образов в прозе Л. Улицкой на примере произведений «Девочки», «Бедные родственники», «Пиковая дама».
Глава 1. Женская проза Л. Улицкой
В 80-e годы ХХ века в современной русской литературе заявляет о себе «женская проза». Обсуждения вопроса о данном явлении ведутся до сих пор.
«Женская проза» имеет характерные черты, которые отсутствуют в мужской прозе. Критики выделяют особую физиологичность женской прозы, сентиментальный психический настрой произведений и женский тип авторского сознания.
Выделение «женской прозы» в современной литературе обосновано тем, что ее автором и главным героем является – женщина, проблематика так или иначе связана с тем, что волнует, прежде всего, женщину.
В большинстве рассказов писательницы, повестей и романов присутствуют женщины талантливые, незаурядные, живущие богатой динамичной жизнью. Они в буквальном смысле заполняют пространство произведений. Писательница стремится показать душевный склад своих героинь, раскрывая их сложный, порою внутренне противоречивый нравственный мир.
Чаще всего, основной сферой действий героинь Л. Улицкой становится быт (некоторые критики по этой причине называет её ярким представителем «бытового реализма» в новейшей литературе). Этим она отличается от Т. Толстой, далёкой от приземленности быта, бытовой повседневности и больше склонной к мистике и фантастике. Но очевидно, что быт вовсе не отрицает проявления всевозможных метаморфоз в женском характере.
Можно сказать, что основной базой для создания произведений является семья, крепко сбитая, а иногда, по Л. Толстому, «по-своему несчастливая».
А шире – общество. Именно поэтому символика в произведениях Л. Улицкой является своеобразной надстройкой, дополнительным фоном. Сложные и неординарные взаимоотношения людей в семье, в обществе – вот что главным образом интересует Л. Улицкую. Нужно отметить, что вопреки широко распространенному мнению, её творчество не ограничивается сосредоточенностью на сугубо женских характерах. В поле зрения писательницы находятся люди с различными судьбами и жизненными путями. Улицкая, как правило, показывает в своих произведениях представителей разных слоев общества, обладателей различных профессий, по-своему поглощенных обычными бытовыми заботами и в то же время погруженных в серьезные философские вопросы.
Ключевой особенностью женской прозы с одной стороны считают отличный от мужского взор на мир. На наш взгляд, особенности женской прозы ярко проявились в произведениях Л. Улицкой.
Глава 2. Анализ произведений «Девочки», «Бедные родственники», «Пиковая дама»
Рассмотрим специфику женской прозы на примере сборника рассказов Л. Улицкой «Девочки» (1984 г.).
Цикл Л. Улицкой «Девочки», состоящий из шести рассказов: «Дар нерукотворный», «Чужие дети», «Подкидыш», «Второго марта того же года...», «Ветряная оспа», «Бедная счастливая Колыванова», — был опубликован в 1994 г. Объект изображения в цикле определен уже в заглавии — девочки; и может быть рассмотрен с двух позиций: как точка опоры при анализе системы персонажей и как составная часть одного из мотивов — мотива взросления девочки, формирования женщины.
Любой персонаж/характер, совокупность его взаимоотношений раскрываются через действие; поэтому представляется логичным рассмотрение своеобразия данного цикла на основе особенностей его сюжетного построения.
Все события, описываемые в цикле, относятся к рубежу 50–60-х гг. XX в. Основными участницами становятся пять одноклассниц. В двух из шести рассказов героини вместе участвуют в общем событии (в первом — посвящение в пионеры, поход в музей Сталина; в пятом — празднование дня рождения Алены Пшеничниковой), в шестом — все героини, появлявшиеся ранее, присутствуют на периферии системы персонажей.
Таким образом, цикл начинают и замыкают части, реализующие сюжеты с участием всех героинь в общем событии. Истории, посвященные судьбам отдельных героинь, реализуются во втором, третьем, четвертом и шестом рассказах цикла. Сюжеты рассказов, построенные вокруг отдельных героинь, содержат в себе информацию об их раннем детстве, а также отсылку к жизни в дальнейшем.
Центральным персонажем в каждой истории становится девочка, существующая на своем «уровне», отличном от других культурно, религиозно, социально, биологически. Эта своеобразная обособленность становится основой, завязкой повествования, а сюжет раскрывает причины такого выделения героя.
Наличие героинь, существующих на разных уровнях, обозначенных выше, должно приводить к их столкновению, но этого как раз не происходит. Дело здесь не столько в том, что все они знакомы, так как учатся в одном классе (этот факт можно, скорее, отнести к внешним способам формирования циклического единства из отдельных рассказов), а в том, что конфликт переносится из сферы внешней в сферу «внутреннюю», интимную. Именно общность ощущений, свойственная этому возрасту, объединяет героинь на данном жизненном этапе.
Сюжет у Л. Улицкой важен как наполненное конкретными деталями действие, и детали эти раскрываются в жизни любой будущей женщины. С помощью единства цикла, сложившегося во многом благодаря сюжетной четкости каждой его составляющей, базирующегося на единстве героев, едином образе автора, одной проблеме, общности рамочной ситуации, создается целостная, единая в своем многообразии картина детства женщины.
Центральным персонажем во всех историях является особая героиня, отличающаяся от других персонажей прежде всего своим внутренним миром.
Роль женщины видится Л. Улицкой, с одной стороны, как бы традиционно, даже с некоторыми элементами матриархата. С другой, писательница не отрицает, скорее, довольно прагматично поддерживает, и иные принципы, лишь бы они содействовали жизненному успеху.
Человеческое счастье начинается с малого — с семьи. «Будет успешна, удачлива семья и ее члены — мужчины, старики, но, в первую очередь — женщины и дети, то этот успех неизбежно отзовется успехами нации. Человечество у Улицкой предстает как совокупность больших кланов, каждый из которых есть копия всего мира, и причастность к которым
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Афонина Е. Ю. «Девочки» Людмилы Улицкой: авторский прозаический цикл в современной русской литературе // Жанрологический сборник. Елец, 2004. Вып. 1. С. 123–130
2. Буслакова, Т.П. Современная русская литература. Тенденции последнего десятилетия. - М.: Высшая школа, 2008. - 128 c.
3. Гаврилина О. В. Чувство природы как один из способов создания образа героини в женской прозе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина.— 2009.— № 2. С.105 – 114
4. Гордович, К.Д. Современная русская литература. - М.: Петербургский институт печати, 2016. - 312 c.
5. «Девочки» [Электронный ресурс]. — URL: https://knigogid.ru/books /419029-devochki/toread/page-4
6. Золотоносов М. Мужчина ее мечты // Московские новости.— 2004. – С.7
7. Казарина Т. Рецензия на сборник Л. Улицкой // Преображение. Русский феминистский журнал. 1996. № 4
8. Косович, Л.Ф. Русская литература Х-ХХ веков: Учебное пособие / Л.Ф. Косович, Е.П. Панова, Н.Ю. Филимонова. - М.: Флинта, 2016. - 536 c.
9. Кременцов, Л.П. Русская литература XIX века. 1801- 1850: Учебное пособие. - М.: Флинта, 2011. - 248 c.
10. Куклин Л. Казус Улицкой. Нева. 2003; № 7: 177 – 184
11. Либан, Н.А. Русская литература. Лекции о русской литературе. Работы разных лет. - М.: Водолей, 2015. - 696 c.
12. Мелешко Т. Современная отечественная женская проза: проблемы поэтики в гендерном аспекте. Учебное пособие по спецкурсу. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2001
13. Минералов, Ю.И. История русской литературы ХIХ века. - М.: Высшая школа, 2008. - 304 c.
14. Руднев В. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. Москва, 1999.
15. Сарычева, А.М. Русская литература. Курс лекций: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2016. - 192 c.
16. Серго Ю. «Не помнящая зла...»: культура вины, дискурс признания и стратегии женского письма в творчестве русских писательниц конца ХХ — начала ХХI веков [Электронный ресурс]. URL : http://referat7.ru/refs/source/ref666-57333.html
17. Скворцов В.Я., Скворцова А.И. Самобытие человека в повести Людмилы Улицкой «Весёлые похороны». Вестник ВолГУ. Серия 2: Филология. Журналистика. Волгоград. 2000; № 5: 105 – 112
18. Скокова Т. А. Проза Людмилы Улицкой в контексте русского постмодернизма: дис. канд. филол. наук. — М., 2010
19. Тресиддер Дж. Словарь символов. Москва: Фаир-пресс, 2001
20. Трофимова Е. На руинах «большого стиля»: женская литература в поисках новых гендерных конструктов // Топос: литературно-философский журнал [Электронный ресурс]. URL : http://www.topos.ru/article/2281
21. Улицкая Л. Е. Я принимаю все, что дается: интервью // Вопросы литературы. — 2000. — № 1. – С. 215 - 237
22. Улицкая Л. Рассказы. Авторский сборник. М., 2007.
23. Улицкая Л.Е. Пиковая Дама // Улицкая Л.Е. Первые и последние: Рассказы. Москва: Эксмо, 2006.