Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Педагогическое мастерство является высоким и постоянно совершенствуемым искусством воспитания и обучения, которое доступно каждому педагогу, работающему по призванию. В педагогике имеются несколько подходов к пониманию профессионального мастерства. Прежде всего, оно требует педагогической культуры.
Для современной практики и теории воспитания сложность и многообразие задач вырабатывания нового человека делают проблемы педагогического мастерства особенно актуальными. Проблема формирования педагогического мастерства всегда являлась одной из важнейших в обучении будущих учителей. Изменение духовного мира личности является невозможным без влияния опытного педагога, который должен в совершенстве владеть умением повлиять на обучающегося, формировать его убеждения и потребности, практические навыки и способности.
Ф. Шиллер полагает, что целью культуры является человек; А. Дистервег считает, что к культуре относится то, что может быть привнесено в природу человеком; по мнению Э.С. Маркаряна и Л. Н. Когана культура – способ человеческой (в том числе и педагогической) деятельности, характеристика созидательной, творческой деятельности человека; Н.С. Злобин и В.М. Межуев полагают, что сущность культуры раскрывается в процессе саморазвития человека, реализации и развертывания его творческого потенциала.
Педагогическая культура является частью общечеловеческой культуры, она интегрирует сферу историко–культурного и педагогического опыта, регулирует сферу педагогического взаимодействия.
Целью данного исследования является изучение педагогической культуры как элемента педагогического мастерства.
Для реализации поставленной цели мы сформулировали следующие задачи:
Изучать сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры;
Рассмотреть пути формирования и реализации педагогического мастерства;
Проанализировать педагогическую культуру как элемента педагогического мастерства.
Изучать компоненты педагогической культуры воспитателя детей дошкольного возраста.
Рассмотреть эстетические чувства как важнейший компонент педагогического мастерства.
1. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры
В общем смысле культура понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих способностей и сил человека, которые выражены в типах и формах организации деятельности и жизни людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими духовных и материальных ценностях. Понятие «культура» указывает как на общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и на качественное своеобразие конкретных проявлений данной жизнедеятельности: в определенные эпохи (например, эпоха античной культуры), для разных обществ, наций (русская культура), народностей, особенностей сознания, деятельности и поведения людей в конкретных сферах жизни (культура труда, в том числе и питания, общения, педагогического и т.д.). [9]
Культура в её духовной и материальной формах является основной характеристикой жизни общества. Человек в процессе своей деятельности формируется как культурно–историческое существо путем усвоения языка, приобщения к имеющимся в этом обществе традициям, ценностям, овладения присущими конкретному обществу и его культуре навыками и приёмами деятельности. Таким образом, человек является продуктом общечеловеческой культуры, её носителем и. представителем
Педагогическая культура существует в духовной и материальной формах. Средства воспитания и обучения относятся к материальным ценностям педагогической культуры. Педагогические теории, знания, концепции, выработанные профессионально–этические нормы и накопленный человечеством педагогический опыт составляют духовные ценности педагогической культуры.
Взаимосвязь профессиональной и общей культуры учителя является очевидным: педагогическая культура основывается на общей культуре и с учётом специфики его деятельности представляет собой часть общечеловеческой культуры, которая интегрирует историко–педагогический опыт и регулирует сферу педагогического взаимодействия. Общество определяет содержание и цели процесса образования и воспитания в общем аспекте социализации личности. Учитель, по сущности, реализовывает интеллектуальную связь между поколениями, являясь распространителем и носителем (в определённом смысле пропагандистом) общественно–исторического опыта. Во многом цивилизации в целом, общественно–культурная целостность народа, преемственность поколений обусловлены ролью школы как социального института и учителя как одного из основных действующих в ней лиц.[4]
Общая культура учителя является совокупностью развитости и зрелости социально существенных личностных характеристик, которые реализованы в его профессиональной деятельности. Культуру можно анализировать и как следствие личностного развития, которое показывает уровень развития её способностей и духовных сил, степень освоения культурного опыта человечества отдельной личностью, уровень интенсивности в практической деятельности их проявления, на конкретном этапе развития личности характер ценностных ориентации.
Таким образом, педагогическая культура является частью общечеловеческой культуры, с наибольшей полнотой в которой запечатлелись материальные и духовные ценности воспитания и образования, а также способы творческой педагогической деятельности, нужные для обслуживания исторического процесса социализации личности, смены поколений.
2. Пути формирования и реализации педагогического мастерства
На основании проанализированного опыта педагогов Макаренко, Хозяинова, Азарова, можно выделить следующие пути формирования педагогического мастерства:
1. Профессиональное самообразование и самовоспитание. Не самовоспитание, не самообразование являются невозможными, пока в общепедагогических знаниях сам педагог не увидит пробелы, пока недостаточность своего педагогического мастерства не будет осознавать. Педагог, до начала работы над собой, должен анализировать свою работу за определённый период времени, собрать рекомендации коллег чтобы улучшить свою деятельность. [2]
2. Переподготовка и повышение квалификации в учреждениях последипломного образования. Повышение квалификации – это вид дополнительного профессионального образования, который направлен на вырабатывание готовности работника к исполнению более трудных задач. Повышение квалификации одновременно представляет собой форма освоения лучшего опыта, которая направлена на улучшение профессионального труда. Главной целью повышения квалификации учителей является установление соответствий между уровнем их готовности к осуществлении задач, которые стоят перед школой, постоянно растущими социальными требованиями к его деятельности и личности, и уровнем современных научных знаний, которые в системе образования составляют основу управленческих процессов.
3. Работа в творческих группах, методических объединениях. Одним из существенных условий вырабатывания профессионального мастерства учителя является хорошо в школе организованная система методической работы, как части системы непрерывного образования.
Методическая работа может в существенной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно–методической подготовки, если сделать существенный отступ от укоренившейся практики к совершенно новым подходам. На методических семинарах педагог имеет возможность не только ознакомиться с опытом своих коллег, но и поделиться своими умениями и навыками. Данное даёт ему возможность расширить свой творческий кругозор и в свою деятельность привнести что–то новое.[7]
4. Аттестация педагогического работника. Аттестация учителей проводится один раз в 5 лет по личному заявлению педагога. Учитель сам назначает форму и категорию аттестации: демонстрация внеклассных занятий с обучающимися, творческий отчет, серии уроков, «экзамен» по определенной программе, защита научно–методической или опытно–экспериментальной разработки. Аттестация учителю в своём педагогическом мастерстве даёт дополнительную мотивацию совершенствоваться. Ведь известно, что именно мотивация призвана увеличивать качество работы, эффективность, уровень предоставляемых услуг, в учреждении совершенствовать микроклимат, а также давать положительную перспективу, помогать в достижении профессиональных целей, подготавливать педагогические кадры для инноваций, увеличивать самоуважение и, предотвращать отток специалистов, в конечном счете.
5. Инновационно–педагогическая деятельность, освоение новых педагогических технологий. Инновационная педагогическая деятельность основана на осмыслении практического педагогического опыта и ориентирована на развитие и изменение учебно–воспитательного процесса с целью достижения высших результатов, формирование качественно иной педагогической практики, получение нового знания.
6. Участие в научно–педагогических исследованиях (обучение в аспирантуре и магистратуре, работа в составе экспериментальной группе под руководством ученого–педагога). Научно–исследовательская деятельность является ведущим фактором увеличения педагогического мастерства учителя, так как профессиональную деятельность она выводит на уровень научного творчества и воздействует на развитие устойчивой мотивации к постоянному профессиональному совершенствованию. Совершенствование педагогического мастерства реализовывается в процессе развития исследовательских навыков и умений: от творческого применения достижений современной психолого–педагогической науки к разработке и внедрению собственных методик, приемов, технологий в педагогическую деятельность.[3]
7. Активное участие в педагогических фестивалях и конкурсах. Участие в конкурсах профессионального мастерства – мотивация к дальнейшему профессиональному росту. Конкурс всегда предоставляет возможность свой опыт обогатить и поделиться собственными достижениями и ценными находками в области профессионального мастерства, в себе открыть глубину творческих способностей. Педагогическое мастерство в профессиональных конкурсах оттачивается и является высшим уровнем педагогической деятельности, которая проявляется в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, развития и воспитания человека.
8. Трансляция собственного педагогического опыта. Передача накопленных знаний данное своеобразный момент рефлексии. Учитель систематизирует свой знания и опыт, выделяет основные аспекты, вследствие чего получается качественно новый продукт – программа, разработка, статья. Таким образом, передавая свой педагогический опыт, учитель не только зарабатывает педагогический авторитет, но и обновляет существующие знания.
Таким образом, не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость создания и мотивации благоприятных условий для педагогического роста.
Фрагмент для ознакомления
3
Список информационных источников
1. Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства / Ю.П. Азаров. – М.: МПСИ, 2010. – 432 с.
2. Беляев, В. И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство / В.И. Беляев. – М.: МИУПУ, 2006. – 516с.
3. Голованова, Н. Ф. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Голованова. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2022. – 377 с.
4. Данилов Н. В. Занимательная физиология на примерах искусства. – Ростов, 1984. – С. 45–52.
5. Зязюн И. А. Основы педагогического мастерства. – М., 1989. – С. 18–24.
6. Кандаурова, А. В. Педагогическое мастерство: формирование педагогического стиля : учебное пособие для вузов / А. В. Кандаурова. – 2–е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2022. – 255 с.
7. Коротаева, Е. В. Педагогическое взаимодействие : учебное пособие для вузов / Е. В. Коротаева. – М.: Юрайт, 2022. – 223 с.
8. Котова, И. Б. Педагогическое взаимодействие / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2013. – 298с.
9. Неудахина, Н.А. Основы педагогического мастерства / Н.А. Неудахина. – Барнаул: АлтГТУ, 2012. – 152 с.
10. Педагогика : учебник и практикум для вузов / С. В. Рослякова. – 2–е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2022. – 219 с.
11. Сластенин, В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Академия, 2019. – 510с.
12. Спиноза, Б. Этика / Б. Спиноза ; переводчик Н. А. Иванцов. – М.: Юрайт, 2022. – 240 с.
13. Хозяинов, Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя / Г.И. Хозяинов.– М.: Высш. шк.,2010. – 201с.