Фрагмент для ознакомления
2
Конспект статьи И. О. Котляровой
«Метод моделирования в педагогических исследованиях: история развития и современное состояние».
Моделирование является общенаучным методом исследования, основанным на использовании исследователем замечающего реальность объекта – модели (часто в форме системы).
Метод моделирования – это общепризнанным и общенаучным методом.
Изучая развитие метода моделирования можно проследить, как он из стихийного процесса превратится в сознательно используемый и управляемый.
Использование метода моделирования позволяет познать реальность с целью получения интересующей информации о предмете исследования. Моделирование возникло одновременно с явлением познания окружающего мира. «Моделирование универсализируется и становится синонимом познания, выражающим те характерные черты современного его этапа, которые связаны с единством строгих и нестрогих (формализованных и неформализованных) приемов, с единством прерывности и непрерывности процесса получения новой информации» [4, с. 292–293].
«Способ, которым мы получаем знания, меняется по мере изменения форм социальной и технологической практики и форм социальной организации» [3. С.8]. Связь моделирования с познанием позволит применить метод моделирования в научном познании педагогической действительности.
Еще в древности ученые пытались представить результат познания в наглядной форме, позволяющей довести результаты изысканий до других людей, а также продолжить свои исследования.
Среди моделей познавательной действительности преобладали модели наглядно-образных представлений, которые использовались в таких древнейших науках, как естественные науки, математика и философия. Позднее моделирование появилось и в других науках.
В современный период выделяют формализованные модели: структурированные, систематизированные и математические, а также модели эвристического и имитационного направления.
Еще в древности модели воспитания разрабатывались Демокритом, Аристотелем, Квинтилианом и другими учеными.
Начиная с XV до XIX века модель и моделирование стали активно использоваться представителями науки и искусства. В этот период времени получил развитие такой вид моделирования, как чертеж. Примерами могут служить работы следующих представителей искусства:
-Микеланджело Буанаротти, который использовал модели в форме эскизов, чертежей для росписи (фрески), для создания скульптур, для архитектурного решения и реконструкции зданий;
-Леонардо да Винчи, который выделил границы применимости моделирования.
Примерами научных изысканий в области моделирования служат работы Н. Ньютона (1642-1727гг), который рассматривал моделирование как метод исследования физических явлений. В своем труде «Математические начала натуральной философии» Н. Ньютон представил математическую модель механических явлений и законов, описал законы механики, закон всемирного тяготения, законы Кеплера. В науке утвердился научный метод – анализа, таким образом было положено начало анализу моделей, который впослествии стал одним из обязательных этапов моделирования.
Вплоть до начала XX века происходило накопление банка моделей различной природы в разных науках. О. С. Федотова указывала на то, что впервые термин «модель» введен «математиками конца XIX века Э. Бельтрами и Ф. Клейна в геометрии, а чуть позже в работах философов Г. Фреге и Б. Рассела, посвященных проблемам математической логики» [7, с. 200]. С этого времени моделирование как метод начал разрабатываться в рамках методологии науки, науковедения.
Первые математические модели строились в соответствии с методологией бихевиоризма Б.Ф. Скиннера, Д.Б. Уотсона, Э. Газри [3, 25] и др. и кратко описываются схемами «стимул – реакция» (S – R) или «стимул – подкрепление – реакция» (S – O – R).
Использование математических моделей (в том числе и в форме черного ящика, ящика Скиннера) позволяют исследовать отдельные имеющие место в образовании и развитии явления и зависимости:
-динамика знания фактов школьниками;
-распространение знаний и управление процессом обучения в студенческой среде с учетом уровня квалификации преподавателей;
-управление обучением, где входные и выходные параметры включают знания разных субъектов и требования к образованию, а также умения, навыки, личностные характеристики.
В настоящее время имеется опыт создания разных по свойствам разноуровневых математических моделей:
-макроуровневые модели (связь макрохарактеристик развития нации с уровнем образования);
-модели среднего (меза-) уровня, моделирующие качество образования на выходе отдельного вуза» [6, с.113-121];
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1.Абрамова, М.А. Моделирование как метод исследования / М.А. Абрамова // Меридиан. – 2017. – № 4 (7). – С. 148–150;
2.Большая советская энциклопедия: в 30 т. / под ред. А.М. Прохоров. – М.: Совет. энцикл., 1969. С.50;
3.Вартофский, М. Модели. Репрезентация и научное понимание / М. Вартофский. – М.: Прогресс, 1988. – 507 с;
4.Материалистическая диалектика и методы естественных наук: сб. статей / ред. М.Э. Омельяновский. – М.: Наука, 1968. – 608 с.;
5.Солодова, Е.А. Перспективные синергетические модели в педагогике / Е.А. Солодова // Синергетика: труды семинара. Т. 5: Материалы круглого стола «Сложные системы: идеи, проблемы, перспективы». – М.; Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2003. – С. 21–38;
6.Солодова, Е.А. Математическое моделирование педагогических систем / Е.А. Солодова, Ю.П. Антонов // Математика. Компьютер. Образование. – 2005. – Ч. 1. – С. 113–121;
7.Федотова, О.С. Когнитивное моделирование как метод познания и изучения объекта в научных исследованиях / О.С. Федотова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 4. – Ч. 2. – С. 199–202.