Фрагмент для ознакомления
2
Раздел
1.1 История улучшения фискального закона
Хотя взгляды на то, что уместно в налоговой политике, влияют на выбор и структуру налоговых кодексов, модели налогообложения на протяжении всей истории могут быть объяснены в основном административными соображениями. Например, поскольку импортные товары легче облагать налогом, чем отечественную продукцию, импортные пошлины были одними из самых ранних налогов. Аналогичным образом, простой налог с оборота (взимаемый с валовых продаж) долгое время господствовал до изобретения экономически более выгодного, но более требовательного в административном отношении НДС (который позволяет зачесть налог, уплаченный с покупок). Недвижимое имущество легче идентифицировать и, следовательно, облагать налогом, чем другие активы; а подушный (опросный) налог еще проще ввести. Поэтому неудивительно, что первыми прямыми сборами были подушный и поземельный налоги.
Хотя налогообложение имеет долгую историю, в древнем мире оно играло относительно незначительную роль. Налоги на потребление взимались в Греции и Риме. Тарифы — налоги на импортные товары — часто имели значительно большее значение, чем внутренние акцизы, в том, что касалось получения доходов. В качестве средства привлечения дополнительных средств во время войны будут временно введены налоги на имущество. Долгое время эти налоги ограничивались недвижимостью, но позже они были распространены и на другие активы. Операции с недвижимостью также облагались налогом. В Греции у свободных граждан были иные налоговые обязательства, чем у рабов, а налоговое законодательство Римской империи проводило различие между гражданами и жителями завоеванных территорий.
Ранние римские формы налогообложения включали налоги на потребление, таможенные пошлины и некоторые “прямые” налоги. Основным из них был дань, уплачиваемый гражданами и обычно взимаемый в качестве подушного налога; позже, когда потребовались дополнительные доходы, база этого налога была распространена на владения недвижимостью. Во времена Юлия Цезаря был введен 1-процентный общий налог с продаж (centesima rerum venalium). Доходы провинций зависели от подушного налога и земельного налога; последний первоначально состоял из фиксированных обязательств независимо от дохода с земли, как в Персии и Египте, но позже земельный налог был изменен для достижения определенного соответствия плодородию земли, или, альтернативно, 10-я часть продукта собиралась в качестве налога в натуральной форме (десятина).. Примечательно, что в относительно раннее время в Риме налог на наследство составлял 5 процентов, позже - 10 процентов; однако близкие родственники умершего были освобождены от уплаты налога. Долгое время сбор налогов возлагался на посредников, или “сборщиков налогов”, которые заключали контракты на сбор налогов за долю выручки; при Цезаре сбор был делегирован государственным служащим.
В Средние века многие из этих древних налогов, особенно прямые сборы, уступили место различным обязательным услугам и системе “вспомогательных средств” (большинство из которых сводилось к подаркам). Основными косвенными налогами были транзитные пошлины (плата за товары, проходящие через определенную страну) и рыночные сборы. В городах была разработана концепция налогового обязательства, охватывающего всех жителей: предполагалось, что бремя налогов на определенные продукты питания и напитки частично ложится на потребителей, а частично на производителей и торговцев. В позднем Средневековье некоторые немецкие и итальянские города ввели несколько прямых налогов: подушный налог для бедных и налоги на собственный капитал или, иногда, грубый подоходный налог для богатых. (Подоходный налог вводился путем самооценки и принесения присяги перед гражданской комиссией.) Налоги на землю и на дома постепенно увеличивались.
Развитие налогообложения в последнее время можно резюмировать следующими общими утверждениями, хотя следует учитывать значительные национальные различия: полномочия суверена взимать налоги более или менее произвольным образом были утрачены, и полномочия по взиманию налогов в настоящее время, как правило, принадлежат парламентским органам. Уровень большинства налогов существенно вырос, как и соотношение налоговых поступлений к национальному доходу. Налоги сегодня собираются в деньгах, а не в товарах. Налоговое фермерство — сбор налогов внешними подрядчиками - было отменено, и вместо этого налоги начисляются и собираются государственными служащими. (С другой стороны, в качестве средства преодоления неэффективности государственных учреждений сбор налогов недавно был заключен с банками во многих менее развитых странах. Кроме того, некоторые страны передают администрирование таможенных пошлин на аутсорсинг.)
Кроме того, сократилась зависимость от таможенных пошлин и акцизов. Многие страны все больше полагаются на налоги с продаж и другие общие налоги на потребление. Важным событием конца 20-го века стала замена налогов с оборота налогами на добавленную стоимость. Налоги на привилегии ведения бизнеса и на недвижимость утратили свои позиции, хотя они по-прежнему остаются важными источниками доходов для местных сообществ. Абсолютный и относительный вес прямого налогообложения физических лиц растет в большинстве развитых стран, и все большее внимание уделяется НДС и налогам на заработную плату. В конце 20-го века расширение электронной коммерции создало серьезные проблемы для администрирования НДС, подоходного налога и налогов с продаж. Проблемы налогового администрирования усугублялись анонимностью покупателей и продавцов, возможностью ведения бизнеса из оффшорных налоговых гаваней, тем фактом, что налоговые органы не могут контролировать поток оцифрованных продуктов или интеллектуальной собственности, а также потоком не отслеживаемых денежных потоков.
Налогообложение доходов (физических лиц и корпораций), налоги на заработную плату, общие налоги с продаж и (в некоторых странах) налоги на имущество приносят наибольшие суммы доходов в современных налоговых системах. Подоходный налог перестал быть налогом “богачей”; теперь его платит население в целом, а в нескольких странах к нему присоединяется налог на собственный капитал. Акцент на принципе платежеспособности и на перераспределении богатства, что привело к дифференцированным ставкам и высоким предельным ставкам подоходного налога, по-видимому, достиг своего пика, сменившись большей заботой об экономических перекосах и сдерживающих факторах, вызванных высокими налоговыми ставками. Значительная фискальная централизация происходила на протяжении большей части 20-го века, что нашло отражение в видах налогов, взимаемых центральными правительствами. Теперь они контролируют наиболее важные налоги (с точки зрения получения дохода): подоходный и корпоративный налоги, налоги на заработную плату и налоги на добавленную стоимость. Тем не менее, в последнее десятилетие 20-го века во многих странах произошла большая децентрализация государственного управления и, как следствие, передача налоговых полномочий субнациональным правительствам. Сторонники децентрализации утверждают, что она может способствовать большей финансовой автономии и ответственности, поскольку вовлекает штаты и муниципалитеты в более широкие процессы налоговой политики; простое разрешение правительствам более низкого уровня участвовать в налоговых поступлениях центральных правительств не способствует такой автономии.
1.2. Основные теории налогообложения
Эксперты по налогам уже давно выдвигают теории о сборе денег для различных подразделений и функций правительства.
Должны ли налоги взиматься только для получения дохода, или как средство социального контроля, или и то, и другое вместе?
Должны ли налоги взиматься с граждан в равной степени или "платежеспособность" должна быть главным фактором?
Там, где это практически осуществимо, следует ли придерживаться "принципа выгоды"? То есть, если правительство оказывает услугу для конкретных лиц, а не для всех, должны ли те, кто непосредственно получает выгоду, взимать плату за эту услугу? Например, следует ли требовать от пользователей автомобильных дорог платить за них с помощью специальных налогов на моторное топливо и автотранспортные средства и прямых сборов за проезд? И, если такие налоги предназначены для использования на автомагистралях, желательны ли гарантии от перенаправления?
Как оплачиваются государственные школы на всех уровнях? Исследования показывают огромные экономические преимущества образования в средней школе и колледже. Большинство родителей срочно хотят получить образование для своих детей. Должны ли расходы на государственное школьное обучение взиматься на "льготной" основе либо с родителей, либо за счет увеличения будущих доходов учащихся?
Изменившиеся обстоятельства
На заре существования нашей страны тарифы были важным источником доходов федерального правительства. И среди теоретиков налогообложения было много споров относительно повышения доходов в сравнении с протекционистскими и дискриминационными аспектами тарифов. Но "тарифы только для доходов" становятся академической проблемой, когда национальное правительство требует четверть или более доходов людей.
Поиск идеальной формулы налогообложения, конечно, достоин похвалы, но условия поиска изменились! Эксперты по налогообложению 100 лет назад говорили о девяти центах с каждого доллара личного дохода. Сегодня почти 40 центов с каждого доллара личного дохода идет на поддержку национальных, государственных и местных органов власти. Это порождает новые теории налогообложения. Сбор миллиардов долларов, которые сейчас тратятся различными подразделениями правительства, - это уже не вопрос "пропитания богатых", а вопрос о том, как извлечь 40 центов из каждого доллара личного дохода, не вызывая бунта налогоплательщиков.
Налогообложение стало инструментом денежно-кредитного и фискального управления. Эксперты говорят о "тонкой настройке" экономики таким образом, чтобы занятость была высокой, а производительность труда росла.
Несомненно, есть те, кто рассматривает налогообложение как средство перераспределения богатства, полагая, что у кого-то слишком большой доход, а у кого-то слишком маленький. Прогрессивный подоходный налог является выражением этого убеждения, как и текущие дискуссии о гарантированном годовом доходе для всех.
Итак, ввиду растущего налогового бремени и все более широкого использования налогов в качестве инструмента социального и фискального контроля, давайте подробнее рассмотрим новые теории и современные проблемы налогообложения.