Фрагмент для ознакомления
2
На основе анализа лекционного материала и рекомендуемой литературы сформулируйте требования к проведению психодиагностического обследования ребенка с умственной отсталостью. В ответе отразите следующие пункты:
1) Организационные аспекты обследования.
2) Задачи психолого-педагогической диагностики ребенка с нарушением интеллекта.
3) Показатели, которые необходимо учитывать при проведении обследования.
4) Последовательность предъявления заданий.
Ответ: Обследование детей в ПМПК, как правило, начинается с изучения их документации (мед. Карты, характеристики) и продуктов деятельности (тетрадей, рисунков и т.д.).
Врач невропатолог знакомит членов консультации с имеющейся медицинской документацией: анамнезов, заключениями отоларинголога, офтальмолога, педиатра, лабораторными данными и др.; обращает внимание на имеющееся у ребенка снижение слуха или зрения и т.п. В этих случаях дефектолог заранее может подобрать соответствующий для обследования материал.
В свою очередь дефектолог, познакомившийся с педагогической документацией, сообщает членам консультации существенные особенности, которые следует учитывать и при налаживании контакта, и в процессе обследования. Только после тщательного изучения всех материалов документации начинают непосредственное обследование ребенка.
Задача дефектологов – провести психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с использованием соответствующих методов.
Следует помнить, что положения общей психологии об индивидуально-типологическом, личностно-деятельностном, системно-структурном подходах, качественно количественной оценке работы ребенка являются обязательными и в олигофренопсихологии при изучении детей с различными отклонениями в развитии. Выбор и последовательность применения тех или иных методов зависят от возраста и индивидуальных особенностей обследуемого. В обследование важно включить элементы обучения, варианты помощи, задания аналогичного характера, в которых проявляется способность ребенка к переносу показанных приемов деятельности. Необходимо чередовать задания вербального и невербального характера. Задания должны быть направлена на исследование разных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического).
Изучая детей с отклонениями в развитии, необходимо помнить, что главным является ограничение первичных дефектов, обусловленных биологическими причинами, от вторичных, третичных и т.д. дефектов, являющимися следствием первичного дефекта, и воздействующих на ребенка социальных факторов.
При проведении обследования ребёнка необходимо учитывать следующие показатели:
- Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования. (Волнение-естественная реакция на новую обстановку, на незнакомых людей. При этом должна настораживать чрезмерная веселость, фамильярность в обращении с членами консультации, неадекватность поведения.)
- Понимание инструкции и цели задания. (Выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом?)
- Характер деятельности. (Необходимо обратить внимание на наличие и стойкость, интереса к заданию, целенаправленность деятельности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы. Учитывается общая работоспособность ребенка.)
- Реакция на результат работы. (Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации.)
Задание.2 На основе анализа лекционного материала и рекомендуемой литературы подберите методики для оценки уровня развития детей с тяжелой умственной отсталостью. Сформулируйте общие требования к проведению психологической диагностики детей с тяжелой умственной недостаточностью.
Ответ: - Установление контакта с ребенком: расположить, внушить ему доверие к себе.
- Обследование начинать с игровой деятельности; в зависимости от возраста, личности ребенка это могут быть или настольные игры, или подвижные, или ситуативные.
- Беседа, диалог поддерживаются в течение всего времени обследования («немногословие»).
- Взаимодействие с ребенком во время обследования должно быть максимально свободным, непроизвольным, заинтересованным, интересным по содержанию.
- В нужных случаях создавать ситуацию соревнования (кто лучше сделает, кто быстрее выполнит, кто больше запомнит, кто лучше нарисует). Давать ребенку возможность выигрывать, но не всегда.
- Иногда процедура проведения теста должна носить характер урока, (а не игры) при котором обязательно следование строгим правилам. Например, при работе с таблицей Шульте. При этом надо стимулировать ребенка к деятельности, стараться, чтобы работа была доведена до конца.
- При специальном исследовании гнозиса, праксиса, речи важно применять адекватный задаче обследования показатель выполнения теста. Например, при исследовании фонематического слуха необходимо исключить возможные ошибки в звукопроизношении, а при опознании предметных картинок ошибки называния.
- Для точности постановки диагноза и установления причины нарушения того или иного процесса важным является соблюдение правила предъявления объема, не превышающего 7 ± 2 объекта для школьников и не более 3-5 для детей старшего дошкольного возраста.
- Обязательное условие обследования – учет сложности и знакомости предъявляемого материала (вербального и картиночного).
- В зависимости от задачи исследования особое внимание обратить на способ подачи материала. В одних случаях необходим только картиночный материал без участия речи и испытуемого, и психолога. В других только вербальный без подкрепления картинкой, в противном случае смешение материала не даст возможности понять, что помогло выполнить задание.
- Способ выполнения ребенком теста должен соответствовать задаче исследования, тому, что исследователь хочет узнать.
- Для исследования работоспособности ребенка необходим учет утомляемости ребенка и ее влияния на выполнение заданий, а также врабатываемости.
- При проведении диагностического обследования должны быть исключены посторонние люди, шум, предметы. Обычное обследование ( кроме случаев обследования совсем маленького ребенка) должно происходить в отсутствие родителей (родственников) и посторонних людей, т.к. их присутствие и тем более вмешательство может исказить получаемые данные.
Задание 3. Составьте: анкету для родителей по проблеме воспитания и обучения детей с ОВЗ;