Фрагмент для ознакомления
2
Теоретическая часть
Задание 1.
Программа «Золотой ключик» — примерная основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с нормативными документами в сфере дошкольного образования и воспитания. Программа «Золотой ключик» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).
Данная программа соответствует обязательной части основных требований в сфере дошкольного образования детей от 3 до 7 лет
Теоретико-методологическую основу Программы составляет культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. В этом контексте в данной Программе уделяется особое внимание традиционным видам детских деятельностей и, в первую очередь, ведущей деятельности дошкольного периода – детской игре. В работе с детьми, достигшими школьного возраста, приоритетное значение обретает задача формирования у детей полноценной учебной деятельности.
В содержание образовательных направлений программы «Золотой ключик» входят обязательные компоненты и компоненты, общие для базовых программ дошкольного образования. При этом принципиальным отличием программы «Золотой ключик» является то, что реализация содержания обязательных образовательных направлений (познавательного, физического, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития) происходит в рамках учебного плана, специально разработанной системы событий, которые дети переживают вместе со взрослыми.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в программе «Золотой ключик» реализуются следующие принципы:
1. Центральной фигурой в педагогическом процессе должен стать ребенок.
2.Образовательное пространство должно быть единым, что способствует преодолению отчуждения, существующего между семьей и детским учреждением.
3.Организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении осуществляется в разновозрастных группах.
4.На первое место ставятся воспитательно-развивающие цели, а не учебные.
5.Педагогическая деятельность осуществляется на основе парной педагогики.
6. Разновозрастное общение и взаимодействие детей организуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Цели и задачи реализации программы
Цель программы: «Золотой ключик» – обеспечить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, создать оптимальные условия для личностного и психического развития детей, в том числе, их эмоционального благополучия.
Программа «Золотой ключик» решает следующие задачи:
-обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в дошкольном учреждении и реализации творческого потенциала личности;
-обеспечение эмоционального благополучия детей как главное условие для сохранения и укрепления их физического и психического здоровья;
-создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
-создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей единство обучения и развития,
-создание единого образовательного пространства - становление общности «дети – родители – педагоги»;
-формирование общей культуры личности детей, приобщение их к общечеловеческим ценностям, в том числе ценностям здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и отвественности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков и умения действовать в группе и индивидуально, в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.
Программа «Золотой ключик» нацелена на развитие личности и реализацию творческого потенциала каждого ребенка в различных видах деятельности и охватывает следующие области развития и образования детей:
•социально-коммуникативное развитие;
•познавательное развитие;
•речевое развитие;
•художественно-эстетическое развитие;
•физическое развитие.
Особенности социально-коммуникативного развития
Особое место и значение в работе по программе «Золотой ключик» имеет формирование детского коллектива
Содержание образования организовано по четырем основным направлениям:
ориентировка в пространстве;
ориентировка во времени;
умение действовать с разными материалами; развитие рефлексивных способностей.
В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) по очереди становятся доминирующими все четыре направления. Таким образом, в первый учебный год развивается способность ребенка действовать в окружающем пространстве, развивается умение организовывать пространство своей деятельности в соответствии с ее целями. Во втором учебном году основной задачей является своевременная организация деятельности ребенка: дети учатся структурировать свою деятельность, планировать ее, прогнозировать результаты своей деятельности, соотносить прошлые и будущие события в своей жизни. На третьем году обучения основная задача – научить детей действовать с разными материалами; дети учатся использовать их качества и особенности в зависимости от задач своей деятельности. Задачей последнего этапа дошкольного возраста (6-7 лет) является развитие у детей способности к анализу своих действий, дети учатся анализировать свои достижения, размышлять о целях и средствах своих действий, в результате. которые они начинают осознавать себя как субъекта своей деятельности.
Задание 2
Теория деятельности или деятельностный подход — школа советской психологии, основанная С. Л. Рубинштейном и развитая А. Н. Леонтьевым на основе его интерпретации культурно-исторического подхода Л. С. Выготского.
Деятельностный подход означает, что центром познания является личность, ее мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности - деятельность. Деятельностный подход применим практически ко всем предметам и включает вовлечение учащихся в учебную деятельность, обучение ее приемам.
Под деятельностным подходом понимается такой способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся, при котором они не являются пассивными «приемниками» информации, а активно участвуют в процессе обучения.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизни. Быть субъектом — значит быть хозяином собственных действий: ставить цели, решать проблемы, нести ответственность за результаты.
Несколько дидактических принципов обеспечивают применение деятельностного метода обучения:
Принцип деятельности
Принцип преемственности
Принцип целостности
Принцип минимакса
Принцип психологического комфорта
Принцип вариативности
Принцип творчества
Как реализуется деятельностный подход к организации обучения?
Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
- моделирование и анализ жизненных ситуаций на уроке
- использование активных и интерактивных методик
- участие в проектной деятельности, знание приемов исследовательской деятельности
Фрагмент для ознакомления
3
Перечень нормативных и нормативно-методических документов
1 Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990
2 .Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. От 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..
3 Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
4 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.
5 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о развития воспитания до 2025 г. [Электронный ресурс].─доступа:http://government.ru/docs/18312/.
6 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
7 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
8 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября регистрационный № 30384).
9 Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638)
10 Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08-249 // Вестник образования.– 2014 – Апрель. – № 7
11 Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении
методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).
Перечень используемых литературных источников;
12.Федорова Н.В., Лукашина О.А. Технология разработки образовательной
программы дополнительного образования детей. – Владимир: Томикс,2013
13. Еременко Н.И. Дополнительное образование в
Образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007
14. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в
коллективе: учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2011
15. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология.– М.: Покров, 2004
16. Марзоева Э.В., Горбачева С.А. Программы педагогов: Сборник образовательных программ. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2003
17 Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Взрослые игры для детей. – М.: Владос, 2000
18. Шапатина О.В., Павлова Е.А. Психология развития и возрастная психология. – Самара: Универс групп, 2007
19. Куприянов Б.В., Миновская О.В., Ручко Л.С. Ролевая игра в детском загородном лагере. – М.: Владос, 2010
20. Кордонский М.Б., Ланцберг В.И. Технология группы. – М.: Владос, 2011
21 Орленок. Книга Вожатого. – М.: Собеседник, 2005
Электронные ресурсы
22. Лига вожатых – https://вожатый.рф
23. Я вожатый – https://явожатый.рф