Фрагмент для ознакомления
2
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме профориентации старшеклассников
Мы живем в стремительно меняющемся мире, и то, что актуально сейчас, через пять лет может радикально измениться. Чем раньше человек определиться со своим призванием, тем больше вероятность правильного выбора профессии. Правильный выбор профессии, созвучный призванию, позволит быстрее адаптироваться к изменениям, повысить квалификацию, перестроить работу под новые условия.
Выбор профессии – очень сложная проблема. Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным исследований, выпускники могут назвать в среднем лишь 20-30 профессий, поэтому выбор профессии часто носит стихийный характер
Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека, этот выбор является началом нового пути развития, открывает множество возможностей для самореализации подрастающего поколения.
Задача профориентационной работы в период обучения в школе, по мнению
А.С. Светлаковой, заключается в помощи школьникам выбрать наиболее подходящее направление профессионального развития [7].
С точки зрения науки профориентологии, общая цель системы профориентационной работы – подготовка обучающихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. Эта цель полностью соответствует общей цели трудовой подготовки школьников и реализуется в процессе этой подготовки. Конкретные цели и задачи профориентации возникают на стыке социальных потребностей в формировании молодежи профессионала нового типа и комплекса реальных возможностей общества, школы для осуществления такого социального заказа.
Существует определение профориентации, принятое международным профессионально-педагогическим обществом. Оно было озвучено на XV Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1977 году. В соответствии с ним профориентация – это «помощь, оказываемая личности в использовании своих личных особенностей, предоставление человеку возможности развивать их так, чтобы он был в состоянии выбирать для себя области обучения и трудовой деятельности в ходе меняющихся условий его жизни, и, с одной стороны, быть полезным обществу, а с другой – достичь личных стремлений» [6].
По мнению Г.Г. Воробьева, общая идея профориентации заключается в том, что по отношению к каждому человеку все профессии располагаются в порядке его возможности работать в этих профессиях, начиная с самой для него подходящей и кончая самой неподходящей. При этом исследователь рассматривает профориентацию с точки зрения функционального подхода, определяя её главный принцип как «важно не где человек будет работать, а что он будет делать» [7].
Такие исследователи как Л.И. Божович, Е.А. Климов определяют профориентацию как участок воспитательной работы, специфика которой состоит в том, чтобы способствовать правильному разрешению противоречий, источником которых является потребность в решении проблемы самоопределения. Данная потребность связана с такими показателями развития личности как профессиональная направленность и профессиональное самосознание человека. Ученики хотят «приносить пользу», «способствовать совершенствованию», «быть полезным членом общества» [1].
С позиции В.И. Жуковской профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединённых общностью целей и единством функций. Среди них автор выделяет: организационно-функциональную подсистему, включающую деятельность различных социальных институтов; логико-содержательную подсистему (профессиональное просвещение, консультация, адаптация); личностную подсистему (школьник – субъект профессионального самоопределения); управленческую подсистему (сбор и обработка информации, выработка программы действий и т.д.).
Выпускники школ часто сталкиваются с проблемой выбора своей будущей профессии. Они стоят перед большим выбором, который является очень важным для них самих и для общества в целом. Бывают редкие случаи, отмечает А.С. Светлакова, когда школьник с ранних лет уже знает свое будущее призвание и уверенно идет этой дорогой. Кому-то везет определиться с профессией в старшей школе, а большинство выпускников школ все же остаются с нерешенной проблемой выбора своей будущей профессии [7].
Выделяют следующие факторы, которые оказывают влияние на выбор будущей профессии:
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Зеер, Э.Ф. Основы профориентологии: учебн. пособие для вузов / Э.Ф. Зеер. –М.: Высшая школа, 2005. –192 с.
2. Калина, Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся при ранней профориентации / Е. А. Калина // Образование. Карьера. Общество. – 2021. – № 1(68). – С. 13-15.
3. Кузнецова, Т. Э. Профориентация как точка роста развития социума в целом / Т. Э. Кузнецова // Аллея науки. – 2019. – Т. 2. – № 5(32). – С. 1046-1049.
4. Кузьмина, В.М. Особенности формирования профессиональной мотивации выпускников школ / В.М. Кузьмина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2011. – № 3-4. – С. 74-79
5. Прыкина, Л.В. Проблемы профессионального самоопределения старшеклассников / Л.В. Прыкина, Л.Б. Осипова // Вестник ЧГПУ. – 2015. – № 9 (364). – Выпуск 36. Философия. Социология. Культурология. – С. 118-123.
6. Терещенко, С. А. Проблемы профориентации личности в глобализирующемся обществе / С. А. Терещенко, Т. В. Тихомирова // Культура и время перемен. – 2022. – № 2(37).
7. Светлакова, А. С. Повышение эффективности профориентации молодежи / А. С. Светлакова, Е. Поворина // Материалы Ивановских чтений. – 2019. – № 1(23). – С. 178-183.