Фрагмент для ознакомления
2
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основании АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.4) и в соответствии с:
- Законом Российской Федерации от 29.12.2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 с дополнениями от СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
- уставом МБОУ
- календарным учебным графиком;
Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/Л. Б. Баряева., Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под ред. Л. Б. Баряевой., Н. Н. Яковлевой. 2011.
Программы специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида, 0-4 кл. Русский язык, математика, живой мир. Занимательный труд, музыуа, изобразительное искусство, физическая культура. Под ред. кандидата психологических наук И. М. Бгажноковой. Москва. «Просвещение» 2011
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
Цель данного курса (СИПР) позволяет ребенку с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями в развитии предоставить образование в соответствии с его потребностями и возможностями, обеспечить ребёнку возможность повысить свою социальную компетенцию(максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности),предоставить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь, постоянно отслеживать, своевременно корректировать и отбирать адекватное возможностям ребёнка содержание образования.
Приоритетными задачами коррекционной работы являются:
-укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
-формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
-расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
-формирование на доступном уровне простейших навыков счета, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
-развитие творческих умений средствами игровой деятельности;
-воспитание навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки;
-формировать наглядно – действенное мышление и элементы наглядно – образного мышления;
-развивать восприятие, память, внимание;
-расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая разнообразными сенсорными впечатлениями. Воспитывать внимание и интерес к явлениям природы;
-воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать.
-формировать у обучающейся практический опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любовь к родителям и близким, послушание.
-продолжать эстетическое воспитание, развивать художественное восприятие;
-воспитывать у обучающейся отзывчивость на музыку, пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.
Общие сведения
Ф.И.О. ребенка Егоров Николай Петрович
Дата рождения 01.06.2015
Класс: подготовительный
Программа обучения АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.4)
№ заключения ПМПК/дата № 14 от 27.03.2022
Сведения о семье: Неполная, малообеспеченная
Заключение: Обучение по программе для детей с ТМНР - умственная отсталость в умеренной степени, которая сочетается с двигательными нарушениями. Наблюдение невролога, ортопеда.
Форма получения образования: в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы: использование дидактических материалов и средств наглядности, отвечающим особым образовательным потребностям с умеренной умственной отсталостью.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования: обеспечение техническими средствами обучения (включая специальный компьютерный инструментарий) с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Основание для индивидуального обучения: Справка КЭК № 93 от 17 апреля 2022 г.
Психолого-педагогическая характеристика
обучающегося Егорова Николая
У Егорова Николая - ТМНР, наблюдаются трудности в обучении.
Речь невнятная, непонятная. Использует отдельные слова с неправильным произношением, например, огурец – «гу», яблоко - «забка», лук- «су», карандаш – «сонна». Коммуникативная функция речи не развита. Вопросы познавательного характера не задаёт.
В ситуации обследования понимание инструкции затруднено, требуется разъяснение инструкции, подробное дробление.
Общие характеристики темпа и работоспособности при работе с доступными заданиями снижены, самоконтроль малодоступен, работа в одном темпе с классом затруднена. Утомляется быстро. При утомлении нарастает отвлечённость внимания, двигательная активность.
Психологические особенности:
- значительно снижен объём произвольного внимания и долговременной памяти;
- слабая концентрация внимания и трудности его сосредоточения;
- низкий уровень эмоционально-волевой устойчивости;
- преобладает наглядно-действенный тип мышления;
- познавательная сфера и учебная мотивация не сформированы.
Состояние устной и письменной речи:
- Понимает обращенную речь;
- речь отсутствует.
Особенности межличностного взаимодействия:
- Высокая истощаемость и пресыщаемость деятельности,
- Существенное снижение устойчивой работоспособности.
Чтение. Буквы не знает. Проявляет интерес при чтении книг с яркими иллюстрациями. Удерживает на них взгляд, но не продолжительное время.
Письмо. Функция мелкой моторики нарушена. Самостоятельно взять и удержать ручку может.
Математика. Не выделяет один предмет из множества. Цвета, геометрические фигуры не знает. Счетом не владеет. Сравнивать числа, предметы, соотносить количество не умеет.
Николай не проявляет интерес к предлагаемым видам деятельности, с заданиями не всегда справляется. В предметах и явлениях окружающей жизни ориентируется. Диких и домашних животных не знает.
Задачи коррекционно - развивающего обучения на 2021 – 2022 учебный год:
1.Усвоение индивидуальной образовательной программы;
2.Развивать ВПФ (наглядно-образное мышление, устойчивость и концентрация внимания);
3.Понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
4. Пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом.
5. Различать и сравнивать предметы по форме, величине.
6. Иметь представление о цифре и соотнесение цифр и количества предметов.
7. Соотносить себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
8. Выработка социально-адаптивных форм поведения
9. Стимулировать потребность в общении со сверстниками.
Индивидуальный недельный учебный план Егорова Николая
на 2021-2022 учебный год
№ п/п Предмет по УП1 Кол-во часов
1 год обучения Предмет по ИУП 2 Кол-во часов
1 год обучения
1. Язык и речевая практика 4 Письмо 3
Общение и чтение 4
2. Математика 4 Математические представления 4
3. Окружающий мир 1 Жизнедеятельность человека 1
Самообслуживание 1
4.
Искусство 2 Музыка и движение 1
Изобразительная деятельность 1
6. Физическая культура 3 Адаптивная физкультура 3
7. Технология 1 Предметные действия 1
Итого: 15 ч. Итого: 19ч.
Психологическое сопровождение – 2ч.
Логопедическое сопровождение – 2ч.
Коррекционная работа – 2 ч.
Внеурочная деятельность – 2 ч.
Содержание образования
Общение и чтение
1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений), неспецифических жестов.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и др.), коммуникативными тетрадями, жестом, взглядом и др.
2) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями с графическими изображениями объектов и действий путем указательного жеста; использование доступных жестов для передачи сообщений; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, планшет и др.)
3) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты, явления природы, рукотворного мира.
Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
Различение и узнавание напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий
Чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению
Узнавание (различение) образов графем (букв)
Начальные навыки чтения
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова).
Предмет «Альтернативное чтение» предполагает также обучение учащихся с умеренной умственной отсталостью следующим вариантам чтения:
-«чтение» телесных и мимических движений;
-«чтение» изображений на картинках и картинах;
-«аудиальное чтение»: слушание аудиокниг;
-«чтение видеоизображений»;
-«чтение» пиктограмм
Целью организации индивидуального обучения на дому детей является обеспечение исполнения ст. 5, 6 Закона РФ «Об образовании» и освоения адаптированных образовательных программ в рамках государственного стандарта учащимися, которые по причине болезни не могут посещать занятия в общеобразовательном учреждении.