Фрагмент для ознакомления
2
1. Аршатская О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста с тенденцией формирования детского аутизма: совместная работа специалистов и родителей// Альманах Института коррекционной педагогики. – 2004. - №8. – Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-8/psihologicheskaja-pomosch-rebenku-rannego-vozrasta
Известно, что хотя синдром детского аутизма окончательно формируется к 2,5 – 3-м годам, тенденции аутистического развития могут быть выявлены достаточно рано, часто практически с рождения ребенка.
Достаточно рано у детей с аутизмом выявляется нарушение развития эмоционального взаимодействия с близкими: ребенок избегает или не ищет взгляда в глаза, не просится на руки, его улыбка может быть мало адресована близкому человеку и чаще возникать в связи с другими приятными для ребенка впечатлениями. Затруднено различение выражения лица близких и формирование собственной адекватной выразительности (R.P.Hobson,89), а в ряде случаев может быть и неадекватная реакция на эмоциональные проявления другого, грубо нарушается формирование привязанности (В.В. Лебединский, 2002). К полугоду становится явно, что взрослому крайне трудно привлечь его внимание, вовлечь в общую приятную игру, в действия с предметами, и у самого ребенка не появляется указательный жест. Уже на первом году жизни может особенным образом задерживаться и искажаться речевое развитие ребенка: гуление и лепет развиваются вне связи с коммуникацией, и малыш не начинает подражать взрослому, повторять за ним слоги, слова, не появляется первых обращений.
В условиях формирующегося нарушения эмоциональной коммуникации и взаимодействия особенно тяжело может протекать кризис первого года, связанный с началом самостоятельной ходьбы. Недоразвитие средств коммуникации и координации внимания мешает взрослому организовать ребенка и не позволяет справиться с тенденциями полевого поведения.
В течение многих лет нами проводилась коррекционная работа с детьми раннего возраста. Представляем анализ хода четырехлетней работы с тремя из них, возраст детей при обращения от 2-х до 2,5 лет. Диагностическое обследование, показало, что у всех детей были выражены тенденции формирования первой группы РДА (по классификации О.С. Никольской): они не вступали даже в самую простую коммуникацию с близкими, не выполняли простых просьб, демонстрировали полевое поведение, но наряду с этим могли недолго сосредотачиваться на стереотипном выстраивании предметов в ряд, стереотипной сортировке предметов, все были мутичны, хотя могли произносить отдельные, не направленные на коммуникацию, звуки.
Коррекционная работа проводилась на основе разрабатываемого в ИКП РАО подхода к пониманию аутизма как тяжелого нарушения в развитии аффективной сферы, применялись созданные в рамках данного подхода методы психологической помощи (О.С.Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, 1997, 2003, О.С. Никольская, 2000).
Важно отметить, что психологическая работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями, которым давались подробные рекомендации по организации осмысленного взаимодействия с ребенком, меняющиеся и усложняющиеся по мере его продвижения в эмоциональном развитии.
На первом этапе работы основной задачей было установление контакта для достижения возможности эмоционально тонизировать ребенка.