Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1 Основы формирования основ культуры и поведенческой этики в дошкольном возрасте 4
2 Когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты представлений о нормах поведения в системе воспитания дошкольников 6
3 Этапы обучения дошкольников поведенческой этике и этикету 7
4 Игра как способ познания основ культуры в дошкольном возрасте 9
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Проблема формирования у дошкольников представлений о основах культура и правилах поведения является весьма актуальной.
Самые первые представления о правилах поведения ребенок получает в семье, в детском саду . Их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. В дошкольном образовании особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими, как залога их благополучного развития. Чем раньше будет начато формирование представлений о правилах поведения и правилах поведения, тем успешнее ребенок будет приспосабливать усвоенные социально-этические правила поведения к целям, условиям общения и социальным ролям, в которых он оказывается, тем быстрее норма станет осознанной.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса формирования основ культуры и этики поведения.
1 Основы формирования основ культуры и поведенческой этики в дошкольном возрасте
В настоящее время в образовательной практике задачи приобщения детей к основам культуры и этике поведения решаются формально, путем их прямой трансляции воспитанникам и средствами организации репродуктивного выполнения этих правил в повседневной жизни. Зачастую в условиях педагогического процесса воспитатели вообще не успевают уделить задачам формирования культуры поведения необходимого внимания и времени, и предпочитают переложить обязанность формирования опыта культурного поведения на плечи родителей. Однако эффективность решения этой задачи обусловливается единством воспитательной деятельности всех взрослых, окружающих ребенка в дошкольный период – это семья и педагоги дошкольного и дополнительного образования, составляющие микросреду ребенка .
Вместе с тем, воспитание культуры поведения – необходимая составляющая этого процесса. Знание правил поведения и общения между людьми, осознание их социального и личностного смыслов, опыт практической реализации этических требования позволяют ребёнку чувствовать себя уверенно и свободно, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, социально адекватно проявлять свои намерения, чувства. Этическое содержание представлено в культуре в виде системы норм, правил, принципов, образцов отношений и поведения, освоение и выполнение которых обеспечивает гармоничное вхождение ребенка в мир человеческих отношений, его социальную адаптацию, самовыражение .
В настоящее время установлено, что при определенных педагогических условиях и благодаря целенаправленному воспитанию и обучению, дети дошкольного возраста способны не только узнать разнообразные правила этикета, но и осознать их функции, личностное и социальное значение, готовы добровольно следовать этим правилам в повседневной жизни, общении, совместной деятельности со взрослыми и другими детьми.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), образовательными программами дошкольного образования ребенок в возрасте 6–7 лет должен знать и уметь выполнять:
1) правила столового этикета (правила аккуратного приема пищи, поведения за столом);
2) правила соблюдения культуры внешнего вида (одеваться в соответствии с событием повседневная одежда, праздничная, одежда для культурных мероприятий с учетом своих индивидуальных особенностей и чувства меры;
3) поддерживать свою одежду и обувь в чистоте и порядке, владеть умением привести внешний вид в порядок;
4) иметь знания и умения речевого этикета (правила обращения к сверстнику и взрослому, правила ведения разговора
Фрагмент для ознакомления
3
1) Абрамова, И. А. Формирование нравственной культуры дошкольников / И. А. Абрамова // Вопросы дополнительного профессионального образования педагога. – No 2. – 2015. – С. 11–19.
2) Губанова Н. Ф., Игровая социализация как фактор культурного развития ребенка-дошкольника // Педагогическое образование и наука. — 2019. — № 1. — С. 53-57
3) Донцова О., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на праздниках и развлечениях // Музыкальный руководитель. — 2019. — № 7. — С. 11-15
4) Емельянова И. В., Отношение дошкольников к обману // Дошкольное воспитание. — 2021. — № 1. — С. 15-20
5) Желева В. А., Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2019. — № 10. — С. 17-24
6) Космачева Н. В., Психологические аспекты духовно-нравственного воспитания дошкольников // Педагогическое образование и наука. — 2019. — № 3. — С. 45-55
7) Космачева Н. В., Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям и социокультурным традициям // Педагогическое образование и наука. — 2020. — № 5. — С. 69-74
8) Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения 04.12.2022)
9) Суворова С. А. Формирование основ этикета у детей 6-7 лет в дошкольной образовательной организации//СОВРЕМЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Барнаул, 2021. С. 86-92