Фрагмент для ознакомления
2
Введение
У каждого, изучающего теорию педагогики, возникают вопросы, как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно они отражают реальную действительность и можно ли им доверять. Пути и способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний.
Существенным фактором развития педагогической науки является обогащение и совершенствование методов её исследования. Надо сказать, что в этом отношении педагогика имеет значительный прогресс.
Для полноценного и правильного проведения педагогических исследований необходимы знания из области методологии таких исследований. Человеку, который принимается за такое исследование, необходимо знать виды и методы педагогических исследований, ему необходимо разбираться в методике педагогических исследований, знать основные группы методов и конкретные виды.
Цель исследования: изучить современную систему методов педагогического исследования.
Задачи исследования:
- проанализировать современные психолого-педагогические источники по исследуемой проблеме;
- проанализировать современную систему методов педагогического исследования.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
1. Современные методы педагогики и возможности их применения для достижения различных исследовательских задач
Методология педагогической науки – это совокупность принципов построения научно-исследовательской деятельности в области педагогических наук, оптимизации способов и средств организации педагогического исследования.
Методологию педагогической деятельности можно определить как совокупность принципов построения педагогической деятельности, оптимизации способов и средств её осуществления.
Взаимосвязь методологии педагогической науки и педагогической деятельности схематично показана на рис. 1. [2, с.11]
Рис. 1. Взаимосвязь методологии педагогической науки и педагогической деятельности
Так, если педагогическая наука в целом сориентирована на познание педагогического процесса, то педагогическая деятельность – на его практическую реализацию. Они опираются на некоторые общие подходы (личностный, деятельностный и др.), в педагогической деятельности используются разработанные наукой методы познания (наблюдение, анкетирование, диагностическая беседа и т.д.).
Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогической действительности. Существует несколько подходов к классификации методов педагогического исследования. Согласно одному из них, методы педагогического исследования подразделяются на эмпирические (методы изучения педагогического опыта), теоретические (методы теоретического исследования) и математические (статистические). [1, с.44]
Основные методы педагогического исследования представлены на следующей схеме (рис. 2).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2021. – 304 с.
2. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие для вузов / М.Т. Громкова. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2019. – 415 с.
3. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 208 с.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2018. – 176 с.
5. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования.- 2-е изд., испр. и доп.- / А.И. Кочетов. – Минск: Ред. журн. “ Адукацыя i выхаванне”, 2019. – 312 с.
6. Новиков А.М. Методология образования / А.М. Новиков. – Издание второе. – М.: «Эгвес», 2020. – 488 с.
7. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 368 с.
8. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс / И.П. Подласый. – М., Владос, 2017. – 447 с.
9. Ростопшин П. Психология и педагогика / П. Ростопшин. – М.: «Издательство Приор», 2019. – 496 с.
10. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 336 с.